cайт Бронислава Виногродского


5 видов людей инь-ян


Желтый император спросил, обращаясь к Шао-Ши, Младшему наставнику:
     - Я слышал о том, что люди имеют соответствие инь и ян. Как Вы определите, что есть человек инь, и что есть человек ян?

Младший наставник, Шао-Ши, сказал:
     - Меж небом и землей внутри шести соединений ничто не выходит за пределы пятерки, и человек также находится в резонансе с этим, ибо ситуация не исчерпывается только соответствием одного инь и одного ян. Но я могу говорить об этом только в общем, ибо словами это выразить полностью нельзя, достичь абсолютной ясности не представляется возможным.

Желтый император сказал:
     - Хотел бы услышать об этом хотя бы и в общем. Существуют люди одаренные, существуют люди совершенномудрые. Способны ли они в своем сознании вместить все эти схемы и воплощать их?

Шао-Ши сказал:
     - Есть люди категории сверх-инь, малый инь, сверх-ян и малый ян. Есть люди категории гармоничного равенства инь и ян. Все эти пять типов людей различаются по облику и состоянию. По-разному распределено у них соотношение между сухожилиями и костями, силой дыхания и кровью.

Желтый император спросил:
     - Могу ли я услышать, какова разница в этом распределении?

Шао-Ши ответил:
     - Люди категории сверх-инь жадные и не обладающие человеколюбием, скрытные, таящиеся под спудом, которых трудно разглядеть внутри. Они любят принимать все в себя, но не любят отдавать вовне. Они не любят выражать на поверхность свои эмоции, не умеют действовать своевременно. Сначала в мире происходит движение, и только потом они следуют за ним. Таковы люди категории сверх-инь.

Люди категории малый инь немного жадны, имеют подлое, неверное сердце. Когда видят, что у другого потеря, для них это как обретение. Они любят наносить ущерб, вредить другим. Когда видят у другого человека продвижение в мире, чувствуют лишь негодование. Сердцем они узкие и резкие, не умеют быть благодарны за добро. Таковы люди категории малый инь.

Люди категории сверх-ян обычно живут свободной жизнью, не обремененные ничем. Любят говорить о больших делах, не имея возможностей и способностей, следовательно, говорят попусту. Они выражают свои волеустремления на все четыре стороны, судя о чем угодно. Когда судят чужие действия, не разбираются, кто прав, кто виноват. Когда делают дела, обычно слишком самоуверенны, полагаются только на себя. Встречая поражение, не ощущают раскаяния. Таков человек категории сверх-ян.

Человек категории малый ян тщателен и скрупулезен до мелочей, очень ценит себя, и даже занимая маленькую чиновничью должность, превозносит себя высоко, повсюду восхваляясь. Такие люди любят осуществлять внешние связи, не любят быть погружены во внутренние дела, когда нужно хранить что-то внутри. Таковы люди категории малый ян.

Люди ровные, относящиеся к категории, где инь и ян соединяются гармонично, спокойны, пребывают в мирном состоянии, не тревожатся и не пугаются, не обольщаются и не огорчаются, свободно и гибко следуют за течением вещей, не вступая ни с кем в соперничество, меняясь вместе со временем. Если они возвышаются, то сохраняют скромность и уступчивость, достигают своего посредством переговоров и согласия с людьми. Именно такой порядок называется высшим уровнем правления.

В древности, когда люди хорошо разбирались в использовании игл и полыни, то рассматривали человека с точки зрения пяти движений, и на основании этого управляли его состоянием. Если видели избыточность и полноту, то опустошали, если видели пустоту, тогда восполняли.

Желтый император спросил:
     - Каким образом наводится порядок среди этих пяти состояний?

Шао-Ши ответил:
     - Люди категории сверх-инь характеризуются тем, что у них много инь и мало ян, их кровь мутная, питающая и охранительная сила дыхания шероховатая. Инь и ян у них не находятся в согласии. Сухожилия ослаблены, кожа толстая. Если не делать им резкое опорожнение инь, нельзя получить положительных изменений в состоянии.

Люди категории малый инь характеризуются тем, что в них больше инь и меньше ян, у них маленькие желудок и толстый кишечник. Шесть органов-фу не гармонизированы, каналы меридианов светлого ян и сверх-ян большие, поэтому необходимо очень внимательно исследовать и гармонизировать их состояние. Они очень легко теряют кровь, а их сила дыхания легко терпит поражение.

Люди категории сверх-ян характеризуются тем, что у них много ян и мало инь. С ними также нужно быть очень осторожными, чтобы не лишить их инь. Опорожнять нужно ян. Если же ян теряется слишком сильно и резко, они сходят с ума. Если вместе теряются инь и ян, может наступить резкая смерть или же полная потеря разума.

Люди категории малый ян характеризуются тем, что в них больше ян и меньше инь, у них маленькие каналы-цзин и большие сосуды-ло, поэтому кровь находится внутри, а сила дыхания-ци ходит по поверхности. Нужно восполнять инь и опустошать ян. Но если только опорожнять сосуды каналов-ло, тогда будет усиление, сила дыхания-ци уйдет и будет болезнь. Если срединная сила дыхания в недостатке, болезнь будет трудно вылечить.

Люди гармоничного сочетания инь и ян имеют слаженно работающие сосуды. Необходимо быть тщательным, когда диагностируешь их состояние, нужно правильно видеть, как взаимодействуют патогенные и здоровые силы. Рассматривая выражение их лица и облик, разбираешься в состояниях избыточности и недостаточности. Если есть полнота, опорожняешь, если есть пустота, восполняешь. Если нет ни полноты, ни пустоты, воздействуй на меридианы. Таким образом гармонизируются взаимоотношения инь и ян и различаются люди по состояниям.

Желтый император сказал:
     - Если раньше ты не общался с человеком, встречаешь его впервые, то каким образом различить?

Шао-Ши в ответ сказал:
     - Все остальные принадлежности множества людей уступают соответствиям по пяти состояниям. Таким образом, 25 типов людей не включают в себя перечисленные выше пять типов состояний. Люди пяти типов состояний обладают своими характерными особенностями и с обычными людьми не похожи.

Желтый император спросил:
     - Каким же образом отличаются эти люди пяти основных состояний?

Шао-Ши ответил:
     - Человек категории сверх-инь имеет выражение лица темное и цвет темный, глубокий. Он постоянно притворяется скромным и уступчивым. Тело у него длинное и большое, однако он пригибает тело и сгибает колени, чтобы создать скромный вид. На самом деле его сгибание не является настоящим. Это характеристика человека сверх-инь.

Человек категории малый инь по внешнему облику может быть похож на чистого и возвышенного человека, но обладает бесовскими характеристиками: он вороват и скрытен. Внутри всегда таит сердце изменника, который стремится нанести вред людям. Когда стоит, он не может сохранять спокойствие, все время суетится и двигается. Когда идет по улице, наклоняется все время вперед, пытаясь спрятаться. Таков человек категории малый инь.

Человек категории сверх-ян выглядит заносчивым и самодовольным. Он выпячивает живот, отклоняясь назад, коленные ямки у него сомкнуты. Таков человек категории сверх-ян. Человек категории малый ян, когда стоит, смотрит куда-нибудь вверх, очень высоко. Когда идет, переваливается с ноги на ногу, раскачивается всем телом. Часто размахивает руками или помещает их за спиной, любит, чтобы руки до локтя были оголены и выставлены. Таков человек категории малый ян.

Человек гармоничного сочетания инь и ян выглядит стабильным, устойчивым. В движениях он широкий и крупный, по характеру согласованный и послушный. Хорошо гармонизируется с окружающей средой. В состоянии своем строг, в поведении и поступках прям и точен. Людей принимает адекватно и мирно, глаза его светятся добротой. В облике он ясен и чист, в действиях имеет меру, делает все точно, понимая, что нужно. Люди уважают его и восхищаются им. Таковы характеристики человека, гармонично сочетающего инь и ян.

"Трактат Желтого императора о внутреннем", часть вторая: "Ось духа"

Перевод Б. Виногродского

Опрос: 

В чём Ваши цели и ценности?





Знаете ли вы


Голова Дракона, Улитка, Пять пальцев, Рыбий хвост, Пишущая кисть - такие названия дали поэтичные китайцы утёсам вдоль реки Лицзян.