cайт Бронислава Виногродского


Как выбрать столицу для Сына Неба


Столица - сердце страны. Она связана с процветанием императорской династии, благополучием государства и счастьем-несчастьем простого народа. Правильный выбор столицы управляет порядком и смутой. В древнем тексте говорится: "Что такое столичный город? Это место, где обитает Сын Неба".

Суть китайского искусства обустройства дома нужно понимать не просто как умение расставить предметы и постройки в определенном порядке, чтобы не возникало по жизни неприятностей. Следует помнить, что фэн-шуй - это способ коррекции судьбы. А судьба, по традиционным представлениям, является отражением временных циклов, проходящих тем или иным способом через человеческую жизнь в зависимости от даты рождения, места обитания и расположения могил предков.

Искусство обустройства жилища происходит по двум направлениям, так называемое янское и иньское жилище. Янское жилище - это дома и все другие сооружения, которыми пользуются живые люди, а иньское жилище - это могилы, то есть дома для посмертного обитания человека.

По традиционным китайским представлениям, в могиле живет человеческая душа, и, если для обитания души найдено правильное место, тогда душа предков преобразует энергию этого места в благие дары, которые ниспосылаются на весь род, на всех потомков во многих поколениях.

Мастерство обустройства императорской столицы и могилы считалось высшим уровнем владения искусством фэн-шуй, и процветание янского жилища в первую очередь зависело от того, какие силы направляются из могил семейного кладбища.



Оседлавший равнину

Пекин расположен на юго-восток от монгольской возвышенности, между Великой китайской равниной и северо-восточной равниной Сунляо. Окружающий его рельеф похож на полузакрытый залив. К юго-западу от города находится гора Яньшань, на северо-востоке проходит большой горный хребет Тайсин (Хинган), с востока и юго-востока его огибает залив Бохай. Таким образом, Пекин с трех сторон - запада, севера и востока - имеет естественное укрытие, и только на юге открытый рельеф - соседство с Великой Китайской равниной.

Пекин как бы оседлал равнину и держит под контролем все пространство вовне. Город расположен так, что способен одерживать победу и контролировать все пространство.

Таким образом, у Пекина очень хорошее географическое положение, что позволило ему стать идеальной землей для размещения императорской столицы. Ду Му, поэт династии Тан, писал: "Если правитель не овладеет этой землей, он не может стать правителем".

Традиционно вся система сил в Поднебесной сводилась к источнику энергии, который располагался в горах Куньлунь, одном из отрогов Гималайских гор. Хребет Куньлунь, в свою очередь, расходится на три хребта, которые называются Жилами Драконов севера, юга и центра. Между этими Драконами находятся основные реки Китая - Янцзы и Хуанхэ.

Энергия каждого конкретного места и, следовательно, каждого конкретного рода тоже рассматривается в контексте того, где находятся могилы предков и как они связаны с хребтом Куньлунь. Главное место в Поднебесной - императорская столица, которая контролирует энергию всей страны, являясь жилищем императора. Со столицей связаны могилы императорского рода.



Впервые императорская

Пекин очень рано стал императорской столицей. Уже три тысячи лет назад жившему в то время чжоускому правителю У-вану правитель Яо передал правление в месте под названием Цзи. Эта территория находится как раз в районе Гуананьмэнь в Пекине.

В следующий период Цзи стал императорской столицей царства Янь. Хотя на самом деле Янь было княжеством, и город Цзи не мог считаться высшей императорской столицей.

Впервые Пекин стал императорской столицей во времена правления династии Цзинь (1115-1234). Изначально у Цзинь была императорская столица в Хуйнине - современная провинция Хэйлунцзян, город Ачэн. В 1126 году, после того как уничтожили северную Сун, постановили переместить столицу на юг, и цзиньский Ши-цзун решил, что это будет область Цзиньлян.

Советник Ши-цзуна Лян Сян считал это решение неправильным, так как, по его мнению, императорская столица должна быть не только надежно защищена со стороны вала и рва, но еще одно обязательное требование - природная защита.

Он написал письмо, в котором всячески продвигал Пекин в качестве императорской столицы для династии Цзинь. Лян Сян писал, что место яньской столицы имеет очень большое значение, оно наполнено силой и мощью, опирается на севере на неприступные горы, на юге давит на область Ся. Если там поместить императорский трон, то можно контролировать всю Поднебесную.

В этом месте рождаются сильные героические люди и лошади. Хотя Ляо было маленьким государством, оно завоевало царство Янь. Находясь там, можно контролировать и юг, и север. Таким образом, династии необходимо выбрать в качестве столицы город Цзи в княжестве Янь.

Ши-цзун принял точку зрения Лян Сяна и в третьем месяце 1151 года повелел чиновникам Чжан Хао и Кун Яньчжоу начать разработку проекта и плана, чтобы на фундаменте старой яньской столицы построить новую.

В 1153 году цзиньский Ши-цзун официально переехал туда вместе со своим двором и переименовал столицу, назвав ее Чжунду (Срединной Столицей). Это стало началом перемещения центра управления империей в Пекин.



Столица монголов

Во времена династии Юань (1206-1368), после объединения Китая, Хубилай стал выбирать новую столицу. Однако он никак не мог выбрать между Шанду (Верхней Столицей), находящейся на расстоянии приблизительно 20 ли к востоку от расположенной во внутренней Монголии ставки Главного Синего Знамени, и Даду (Большой Столицей), то есть Пекином.

За решением он обратился к сианьскому знатоку Лю Бинчжуну, который строил для него столицу Шанду. Тот ответил: "Шанду дает недолгое процветание стране, и нравы народа будут чистые и простые. Большая Столица дает долгое процветание, но народ будет несдержанным. Конечно, Даду больше подходит для столицы".

Некий монгольский сановник Батур тоже всячески продвигал Пекин: "Область царства Янь - это место, где кольцом лежит свернувшийся Дракон и сидит Тигр, у него очень мощная позиция по рельефу: на юге он контролирует реки Цзян и Хуай, на севере к нему примыкают пустыни. Если император, сын Неба, находится в центре, то все четыре стороны света сходятся к нему и подчиняются.

Если главный правитель действительно хочет управлять Поднебесной, он должен пребывать в таком месте, и только царство Янь подходит для этих целей". В результате Хубилай остановил свой выбор на Пекине, сделав его императорской столицей.



Минская и цинская столица

Основатель династии Мин (1368-1644) император Тайцзу (Чжу Юаньчжан), после того как захватил Поднебесную, в первую очередь стал думать, где расположить столицу. На основании записей текста книги Тянь Ихэна император в начальный год правления Хун-У (1368) издал указ о том, что северной столицей будет Кайфын, а Цзиньлин - южной столицей.

Но после того как Чжу Юаньчжан захватил Пекин, он решил, что столицей нужно сделать Пекин. Его цель состояла в том, чтобы контролировать силы оставшихся людей из династии Юань, однако он встретил противодействие среди всех своих чиновников.

Когда третий минский император Чэнцзу совершал поход на Циннань, его племянник Цзянь Вэнь посягнул на императорское место и решил перебраться в Нанкин, чтобы там вступить на престол. Тогда Чэнцзу решил использовать княжество Янь в качестве опоры.

Однако опять все чиновники стали его отговаривать от такого выбора, критиковать это место и убеждать императора, что не нужно делать столицу в Пекине. Чэнцзу не обратил никакого внимания на доводы ученых-конфуцианцев. На основании записей текста минского автора Го Цзычжана известно, что Чжу Кан, который всячески разубеждал императора, сказал следующую фразу: "Переезд на северную равнину я обсуждал много месяцев с большими чиновниками, и вот мое ученое мнение относительно этого действия: разве можно, поступив так, стать настоящим героем?"

Когда в 1420 году Чэнцзу все же издал указ о переносе столицы в Пекин, он выразил свое мнение о рельефе Пекина следующими словами: "Если мы берем Пекин, то это потому, что там находится схождение главных сил, у него мощный рельеф, там крепкие горы и потоки, и со всех четырех сторон пути всех 10 тысяч царств сходятся там".

Во времена маньчжурской династии Цин (1644-1911), когда Шуньчжи вошел в правление, Пекин стал столицей Поднебесной. Так, начиная с 1153 года в истории четырех династий - Цзинь, Юань, Мин и Цин - в течение восьмисот лет Пекин был императорской столицей.



Теория фэн-шуй

Почему Пекин подходит на роль императорской столицы? В теории фэн-шуй объясняются ключевые факторы в установлении императорской столицы: именно Пекин удовлетворял экономическим и военным требованиям, а также подходил по условиям окружающей среды.

В первую очередь хребет Дракона в Пекине простирается довольно далеко, так как это северный отрог области прямой завязки Дракона. Сунский автор Чжу Си писал: "Столица Цзи находится как раз на прямой между Небом и Землей, и это хороший фэн-шуй. Его горный хребет исходит из облаков, и эти облака возносятся высоким хребтом. К западу от хребта Цзи воды текут на запад и входят в Сыхэ (Драконовы врата). К востоку от хребта Цзи воды текут на восток и впадают в море".

Минский автор Чжан Хуан в книге "Ту Шу Бянь", в главе "Обсуждение области характеристик северного Дракона столицы", говорит: "В горах Яньшань самый высокий образ являет Тянши (Небесный рынок). Он покрывает прямой узел северного ствола хребта, его Дракон исходит из северного хребта Куньлунь и простирается на несколько тысяч ли, проходит через Дянь, через Ми и входит в море.

Эти 10 тысяч ли поворотов и слоев сначала приходят в горы Яньшань, входят в Китае в Яньюнь и дальше идут на восток, проходя несколько сотен ли. Тяньшоушань (гора Небесного долголетия) в том месте падает в океан. Там есть широкая равнина в тысячу ли, с точки зрения географии это очень большая мощь в рельефе Дракона и, конечно же, красивая окружающая местность, где заканчиваются тысячи Драконов. Это есть великое схождение гор и вод, которое ведет реку Хуанхэ к Тяньшоушань (горе Небесного долголетия). Сзади проходит Ялюй, а скалы Еши запирают врата. Он максимально подходит по всем характеристикам фэн-шуй".

Кроме того, Пекин соотносится в Небе со звездой Цзы-Вэй. Множество звезд вокруг соединяются и светят по направлению к нему - это область управления. Цзы-Вэй - это Полярная звезда, и на основании теории распределения звезд по областям Пекин соответствует звезде Цзы-Вэй.

Фэн-шуй считает, что Цзы-Вэй является самой ценной, самой благородной и знатной звездой на небосклоне, это ось, узел Неба. Все остальные звезды стремятся к ней, и, так как ей соответствует Пекин, обязательно множество предметов будет стекаться именно сюда, и туда же будут устремляться людские сердца. При этом Цзы-Вэй - чистый свет знака Ли, знака Огня из Книги Перемен, поэтому император будет управлять, находясь в Пекине, глядя на юг. Считается, что такое правление будет ясным и чистым.

К тому же Пекин окружен со всех сторон горами, которые сохраняют ветер и собирают силу дыхания. В Пекине горы Аньшань с точки зрения теории Цзю-Син (Девяти звезд) имеют несколько важных особенностей относительно горных преград: Суншань (Шаолинь) - это передний экран, горы в Хуайнане (Аньхой) являются вторым сильным экраном, горы в Цзяннане - третьим и хребет Улиншань - четвертым экраном.

Гора Хуашань слева от Пекина представляет собой Белого Тигра, гора Тайшань справа олицетворяет Синего Дракона. Минский автор Цю Люй говорит: "Пекин со всех сторон окружен стенами гор, там высится утес Луаньфэнчжи, кроме того, драконы проходят благоприятно по отношению к нему, поэтому он очень надежно защищен и окружен со всех сторон, и сколько еще тысяч таких защит существует, сложно и сказать".

Вдобавок к вышесказанному Пекин сзади и спереди окружен водой - такой расклад тоже представляет собой дом для правителя на тысячу поколений. Минский автор Му Сиюн в тексте "Крылья к Канону захоронений писал: "Окончание столицы Янь представляет собой Бэйлуна (Северного Дракона), сзади идет граница Цзялюй. Хуанхэ огибает его спереди и дальше распределяется на 10 тысяч потоков, поэтому он защищен со всех сторон. На севере это большое место схождения".

В начале правления династии Мин известный чиновник Лю Цзи написал стихотворение, в котором восхваляет выдающиеся стороны фэн-шуй Пекина:

Северный Дракон имеет узел в этой области,
И это самая лучшая сторона.
Десять тысяч гор пиками входят
И смотрят, неся ему энергию.
Реки Цзялюй иХуанхэ
Спереди и сзади огибают его.
Цзинътай-это золотая терраса
И на тысячу лет жилище для правителя.

Таковы общие принципы, на основании которых определяли месторасположение столицы.



Города, бывшие императорскими столицами

Нанкин. Город был столицей в течение правления шести династий. Это место определяется как "присевший Тигр и свернувшийся Дракон", в соответствии с теорией пульса Дракона, свивающегося кольцом.

Сиань. Место определяется как "голова Дракона Поднебесной", находится в верхнем течении реки Хуанхэ, в позиции силы в рельефе хребта Цинлин, позволяет видеть всю область к востоку от Хуанхэ.

Лоян. Место на Срединной равнине, находится в сильной позиции по рельефу внутри общей схемы, расположено в центре страны, в области живота, поэтому может распространять свое влияние на все четыре стороны света.

Гуанчжоу. Горы останавливают движение энергии, вода собирается, изначальная сила дыхания сосредоточивается, укрепляется и завязывается, поэтому отсюда тоже возможен контроль над большой территорией.

Бронислав Виногродский
статья опубликована в пятом номере журнала "Китай.ru"

сайт журнала - www.kitai-journal.ru


Опрос: 

В чём Ваши цели и ценности?





Знаете ли вы


Голова Дракона, Улитка, Пять пальцев, Рыбий хвост, Пишущая кисть - такие названия дали поэтичные китайцы утёсам вдоль реки Лицзян.