cайт Бронислава Виногродского


Различение качеств личности


Одним из основных качеств, делающих управленца художником своего дела, является способность к различению качеств людей, с которыми ему приходится взаимодействовать при решении различных задач. В Китае с древних времен этому вопросу уделялось огромное внимание. В эпоху Троецарствия (III в. н.э.) Вэй Люшао написал любопытный трактат на эту тему «О различении человеческих качеств». Предлагаем избранный перевод этого текста с комментариями.

В первой главе «Девять подходов», или «Девять признаков», рассматриваются девять типов характеристик облика человека, которые соотносятся с исходной классификацией людей, основанной на традиционных классификационных подходах китайской организмики.

1. «Основа человеческой личности происходит из состояний и характера».

Состояния и характер при этом следует рассматривать в контексте традиционного китайского подхода к личности. Состояния выражают отличительные настроения человека, они имеют определенную последовательность проявлений. А характер выражается в способах реагирования человека на реальность и в значительной степени связан с его психофизическим устройством, а не с его мыслями по поводу того, каким он представляется самому себе.

2. «Закономерности проявлений состояний и характера – дело очень тонкое и неявное. Если не обладаешь мудростью в подходах к рассмотрению и изучению людей, то как сможешь исследовать эти стороны личности?»

Под мудростью здесь подразумевается определенное состояние сознания, которое позволяет сосредоточенно и спокойно всматриваться в объект внимания, позволяя ему разворачивать свои свойства во времени. Обычное сознание старается как можно быстрее ухватить объект и привязать его к одной из существующих классификационных схем. Потому люди столь часто ошибаются в оценках партнеров, сотрудников и других людей, с которыми приходится взаимодействовать.

3. «Все, что состоит из крови и дыхания, не может не содержать проявления во внешнем веществе характеристик своих изначальных особенностей».

Это именно то, что делает человека личностью. Человек дышит, движется кровь с каждым ударом сердца, и характеристики его настроений и состояний, то есть способов реагирования на мир, делания оценок, принятия решений, обязательно имеют свое проявление и во внешнем облике.

4. «Характер человека определяется тем, как в нем взаимодействуют исходные принципы пассивности и активности».

То есть каким образом происходит чередование активной и пассивной фаз функционирования сознания и тела во временных циклах, а временные циклы – это день и ночь, времена года, фазы Луны, смена активности тех или иных каналов, по которым энергия и кровь текут в теле человека.

5. «В каждом человеке воплощены пять движений, которые обязательно проявляются в устройстве его физического организма».

Пять движений – это пять фаз любого процесса, которые всегда присутствуют там, где есть распределение сил во времени. Весь мир является таким распределением сил во времени, и пять движений – дерево, огонь, почва, металл и вода – являются основной классификационной схемой, подходящей для описания любых процессов. Человек с его состояниями и настроениями не является исключением.

6. «Человек обладает обликом, проявленным в веществе, и, значит, можно разобраться в его тонком устройстве».

На основании характеристик дыхания, цвета, запаха, звучания человеческого аппарата можно отнести его к одной из существующих классификационных категорий, что позволит в дальнейшем давать более точные прогнозы его поведения в процессе решения тех или иных задач.

7. «Что касается качеств человека, то наиболее ценными являются уравновешенность и слаженность».

Характеристики, которые выражаются в русском языке как уравновешенность и слаженность, являются универсальными категориями китайского подхода к описанию мира. В других контекстах их можно выражать понятиями «срединность», «гармоничность». Понятие середины обозначает способ удержания центра, вокруг которого происходят все остальные движения. Категория середины является основополагающей для построения личностных стратегий. Китай именует себя Срединным государством, в этом названии подчеркивается постоянное усилие для достижения равновесия и вытекающей отсюда гармонии.

8. «Внешнее выражение качеств уравновешенности и слаженности проявляется как состояние ровное, спокойное, беспристрастное и невовлеченное».

Если человек способен сохранять спокойные, неокрашенные страстями состояния и настроения, тогда все пять вкусовых пристрастий в нем достигают состояния лада, и можно сказать, что такое состояние является безвкусным. В древние времена это состояние безвкусности не рассматривалось как противоположное вкусному и не имело отрицательного оттенка. Наоборот, безвкусность или вкус чистой воды – это основа гармонии всех вкусов.

9. «Если человек способен привести в состояние совершенного лада все пять материальных составляющих, то во всех изменениях он будет соответствовать вселенским ритмам, ни в чем не теряя чувства меры».

10. «Когда рассматриваешь человека, вглядываешься в его устройство, в первую очередь нужно изучать его способность сохранять ровное и бесстрастное состояние. Потом уже можно посмотреть на качество его ума».

Качества ума в китайском языке выражаются двумя иероглифами, указывающими на ясность зрения и чуткость слуха, то есть ум рассматривается как природная способность быстро и четко реагировать на происходящее, правильно его оценивать. Однако ум – это хорошо, но значительно более ценной является способность человека контролировать свое состояние, что происходит посредством контроля дыхания и духа.

11. «Ум, как чуткость и ясность реакций, являет собой самую тонкую составляющую выражения инь и ян. Только если инь и ян являются чистыми и слаженными во взаимодействии, тогда вовне может быть проявлена внутренняя мудрость».

Уравновешенность активной и пассивной фаз работы человеческого сознания достигается только в результате внутренней работы, направленной на изучение самого себя в процессе познания. А эта работа приводит к достижению настоящей мудрости, что проявляется вовне как умение приходить к правильным суждениям.

12. «Человек, обладающий мудростью, характеризуется внутренней простотой и внешней ясностью выражения. В нем внутреннее и внешнее одинаково прекрасны. Он умеет действовать и тонкостью внутренних процессов, и четкостью внешнего проявления».

Часто бывает, что человек тонко чувствует реальность внутри, но не умеет правильно выражать свои ощущения вовне, а бывает наоборот, что прекрасные внешние построения никак не отражаются во внутренних ощущениях и переживаниях человека. Только человек, обладающий мудростью, способен уравновесить внутреннюю тонкость ощущений с внешней четкостью выражения.

13. «Если человек не обладает состоянием высокой мудрости, он не умеет гармонично соединить эти два качества. Потому бывает, что конкретный деятель прекрасно разбирается в происходящем, но от взора его ускользают тонкие проявления, имеющие далекие последствия. А бывает, что человек, спокойно понимающий тончайшую механику сложных и длинных процессов, не умеет быстро и точно реагировать на происходящее».

Не всегда ярко выраженная способность понимать и быстро реагировать является преимуществом, точно так же и умение вдумчиво подходить ко всему не обязательно позволяет легко и быстро решать простые задачи повседневного характера. Руководитель должен уметь различать эти склонности и направлять подчиненных на такие участки работы, где бы их качества пригодились наилучшим образом.

14. «Свет огня и солнца способен освещать внешние характеристики облика вещей, но не позволяет увидеть их внутреннего устройства. Полированная поверхность металла или поверхность воды позволяют отражаться в себе внешнему облику предметов, но сами не способны излучать свет, направленный вовне».

Каждый человек обладает своим характером, у каждого предмета есть свои свойства, и мудрый человек учитывает все личностные особенности проявления людей в разных ситуациях.

15. «Характеристики огня и металла определяются равновесием в них инь и ян. Для того чтобы правильно оценить качества и свойства личности, нужно соотнести их с классификационными категориями пяти сущностных признаков (дерева, огня, почвы, металла и воды). Признаки и свойства пяти сущностных характеристик обязательно проявляются в каждом конкретном устройстве личности».

При взгляде на человека необходимо установить, с каким из пяти движений соотносится его устройство. Это позволит более точно прогнозировать его поведенческие стереотипы.

16. «В теле пять движений соотносятся со следующими составляющими: дерево – это кости, металл – это жилы, огонь – это сила дыхания, почва – это мышцы, вода – это кровь. Таковы образы пяти сущностей».

Пять видов характера соотносятся с преобладаниями в плоти того или иного движения. То есть каждое из движений имеет свои конкретные проявления в облике, на основании чего можно судить и о характерных реакциях человека в процессе взаимодействия.

17. «Различие в наполнении каждого из пяти движений уравновешивается в общем поведенческом рисунке».

Существует пять исходных типов характера, имеющих отличия, и если в характере преобладает одно качество, то можно наблюдать искажения в рисунке взаимодействия остальных проявлений.

18. «Если видишь у человека устройство костей четкое и ровное, но при этом присутствует мягкость, то это указывает на качество сильной и твердой воли».

Движение дерева можно видеть в проявлении через кости, а в характере оно выражается в мягкости и прямоте, умении быть гибким при наличии твердой и сильной личностной воли. Сильная воля проявляется в широте духа. Человек движения дерева описывается как человек с широкой душой.

19. «Широта души в проявлениях воли суть отражение доброты и человеколюбия».

Пять движений проявляются в пяти моральных качествах. Дереву как таковому соответствует доброта и любовь к ближним. Кроме того, нужно рассматривать еще качества веры, верности, разумности и храбрости (о соотнесении их с конкретными движениями и проявлениями характера будет сказано ниже).

20. «Чистота духа и души называется порядочностью и вежливостью. Порядочность и вежливость являются основой приверженности точным поведенческим нормам».

Это проявления движения огня. Человек с таким характером отличается порядочностью, желанием всегда соблюдать нормы вежливости и порядка человеческих отношений.

21. «Когда человек прям, крепок, плотен по сложению, это называется приверженностью правде, и такой характер основан на вере».

Это проявления движения почвы. Почва соотносится с верой, она является центральной осью пяти движений. Через нее осуществляются все трансформации и переходы.

22. «Если человек жилистый и крепкий, энергичный в своих проявлениях, то это определяется как храбрость и смелость. Храбрость и смелость основываются на решительности, вытекающей из приверженности чувству долга и справедливости».

Это проявления движения металла. Чувство справедливости, чувство долга, совесть – это разные стороны морального проявления движения металла.

23. «Когда человек в движениях духа ровный и бесстрастный, то эта черта определяется как «сообщение с тончайшим».

Сообщение с тончайшим является проявлением разумности». Это проявления движения воды. Когда человек спокоен, текуч, гибок в своих поступках, то это указывает на его водную основу. Вода соотносится с разумностью как качеством личности, такой человек будет тонок в своих подходах, чувствителен и потому бесстрастен.

24. «Пять веществ, составляющих плоть человека, имеют неизменную природу, потому качества характера и моральные основы определяются как пять постоянных качеств».

Выше были изложены классификационные схемы, описывающие базовые подходы к определению качеств личности. Необходимо работать над способностью создавать матрицу видения, что позволяет оценивать человека в подобных категориях. Надо сказать, что это совсем не просто. Только человек, обладающий мудростью, способен правильно вглядываться в других людей и оценивать их в соответствии с высшими законами, а не личностными пристрастиями.

25. «Распределение пяти постоянств в отдельной личности выражается в пяти качествах силы духа, проявляющихся в характере».

Сила духа подразумевает определенные качества души, которые позволяют человеку держаться определенных принципов, сохранять приверженность идеалам и ориентироваться на моральные и духовные ценности, а не на выгоду и прибыль в своих поведенческих стереотипах.

26. «Мягкость в сочетании с прямотой и гибкость в сочетании с сильной волей – это характеристики силы духа, присущей природе дерева. Сочетание твердости и упорства, широты взглядов и сильной воли – это характеристики силы духа, присущей природе металла».

Основные характеристики описываются парами, то есть сочетание прямоты и гибкости создает взаимодополняющий рисунок проявления конкретной черты. Таковы же сочетания твердости и упорства. Воля подразумевает способность добиваться поставленных целей, однако она тоже является качеством или умением, которому можно обучаться.

27. «Внутренняя почтительность и разумность в проявлениях вежливости являются характеристиками силы духа, присущей природе воды. Щедрость в сочетании с внутренней строгостью и мягкость в сочетании с устойчивостью взглядов – характеристики силы духа, присущей природе почвы. Простота в проявлениях в сочетании с гибкостью и ясность видения в сочетании с решительностью в действиях – характеристики силы духа, присущей природе огня».

Существует огромное количество вариантов распределения сил у конкретной личности, и, тем не менее, характер строится на обязательном преобладании одной из пяти характеристик. Конечно, отдельные сведения не позволяют делать правильные оценки. Но, рассматривая классификационные схемы в применении к конкретным ситуациям, постепенно вырабатываются видения и оценки, которые позволяют в сложных хитросплетениях тонких качеств и черт вычленять главное.

Бронислав Виногродский

ОБЩЕСТВО

Опрос: 

В чём Ваши цели и ценности?





Знаете ли вы


Прекрасные и туманные утёсы провинции Фуцзянь дарят миру улунские чаи. Чайный лист впитывает в себя силу гор и солнца, чтобы отдать ее вам...