cайт Бронислава Виногродского


Стратегия разрешения напряженности


40 знак - Цзе, Освобождение

Иероглиф, который обозначает этот знак, указывает на разрубание пут. Знак Освобождение находится после знака Непроходимость, и данная ситуация описывает стратегию выхода из тупика.

Оптимальные тактические шаги в ситуации Освобождения:

1. На пути к свободе нет места сомнениям.

2. Освобождайся через срединность и внутреннюю правду.

3. Когда освобождение близко, будь осторожен.

4. Освобождайся от низкого и подлого, стремись к правде и свету.

5. Будь великодушен.

6. Свобода не означает вседозволенности.


Образы: вверху ЧЖЭНЬ, Гром, Подвижность; внизу КАНЬ, Вода, Опасность.

Освобождение. Польза на юго-западе, отсутствует место для ухода, в этом приходе возврат счастья. При наличии, куда уйти, раннее счастье.

Знак Цзе/Освобождение означает избавление от пут и развязку напряженного сюжета. Вверху Гром, Подвижность, внизу Вода, Опасность. С раскатами Грома Вода проливается из тяжелых туч благодатным дождем.

В "Традиции последовательности знаков" говорится: Сущность не может без конца испытывать трудности, поэтому принимают это посредством знака Цзе/Освобождение. Непреодолимые преграды знака ЦЗЯНЬ/Препятствие создают напряжение, а знак Цзе/Освобождение представляет собой разрядку и выход из зоны опасного напряжения.

"Структурный комментарий" гласит:

В освобождении движешься и выбираешься из опасности. В освобождении польза на юго-западе, в уходе обретение многих. В этом приходе восстановление счастья и обретение срединности. При наличии, куда уйти, будет ранее счастье, потому что уход принесет тебе заслугу. Когда Небо и Земля разряжаются, действуют гром и дождь, а действие грома и дождя приводит к тому, что плоды, травы и деревья пробиваются через оболочку. Воистину велико время Освобождения!

Опасность заставляет действовать, движение направляется твердостью в сердце - так выбираешься из опасности. Юго-запад - это область, где впервые появляется молодая Луна, образ гуа КАНЬ, а вместе с ней и новый цикл, в котором обретаешь множество последующих дней. Если при этом есть, куда уйти, значит, обстоятельства складываются удачно, чем следует воспользоваться. Когда Гром и Дождь действуют одновременно, десять тысяч сущностей, переживших зиму, раскалывают скорлупу и выбираются на поверхность.

Комментарий к "Большому Образу" гласит:

Гром и дождь воздействуют, освобождение. Мудрый правитель так мотивирует прощение ошибок и снисходительность к виновным. Наблюдая за тем, как великая природа высвобождает все, что было заперто, мудрец прощает совершенные в прошлом ошибки. Весна - это время, когда ян нарастает, а инь убывает, поэтому нет смысла преследовать то, что уходит и рассеивается само собой. Тем самым проявляется снисходительность, питающая свет и силу ян. Так мудрец приводит в соответствие свои действия с Путем, Дао.



Начальная Шестерка

Отсутствие неприятностей.

Начальная Шестерка, слабая и послушная, находится в самой нижней точке Опасности, и, не имея ни единого шанса справиться с ней самостоятельно, обращается за помощью к силе и твердости свободной Девятки четвертой, являющейся хозяином внешней Подвижности. Стратегия выхода из сложной ситуации в данном случае строится на следовании за тем, кто обладает знанием и силой.

Комментарий к "Малому Образу" гласит: Граница твердости и мягкости означает отсутствие неприятностей. Разделяя полномочия и функции, Девятка четвертая и начальная Шестерка делают каждая то, что должно, и так минуют полосу препятствий.

Начальная Шестерка метафорически побуждает стремиться к освобождению.



Девятка вторая

В поле на охоте добыча трех лис, обретение желтой стрелы, в выдержке счастье.

Второй уровень соответствует сознанию человека, которое традиционно обозначалось как сердце. Срединная твердость располагающейся здесь Девятки символически выражена образом желтой стрелы, так как желтый цвет - это цвет срединного Пути, а твердость и прямота стрелы - это символ ян. С помощью желтой стрелы на охоте добываешь трех лис - метафора продвижения одаренного и поражения маленького человека.

Комментарий к "Малому Образу" гласит: В Девятке второй выдержка к счастью: обретения срединного пути.

Девятка вторая метафорически указывает на необходимость держаться Пути срединности и правды.



Шестерка третья

Поклажа на спине, а едешь, привлечешь разбойника, в выдержке досада.

Колесо и колесница - это символический ряд нижнего гуа КАНЬ. Неправильное соответствие иньского уровня янской позиции выражено образом маленького человека, который вместо того, чтобы служить правителю, атрибутом которого является колесница, сам забирается в нее. Обманом он добивается своего места, чем навлекает на себя беду.

Комментарий к "Малому Образу" гласит: Должен нести, а едешь на колеснице - это может быть отвратительно. Сам на себя навлечешь разбойников. Как тут не быть проблемам?

Шестерка третья метафорически предостерегает от неверных шагов и обмана.



Девятка четвертая

Освободишь большие пальцы ног. Друзья придут к тебе с доверием.

Девятка четвертая - это нижний уровень гуа ЧЖЭНЬ, символом которого являются ступни. Он находится уже вне зоны опасности нижнего гуа КАНЬ - это и есть освобождение пальцев ног. Близость к Шестерке пятой говорит о доверительном отношении и позволяет рассматривать ее как друга.

Комментарий к "Малому Образу" гласит: Освободишь свои пальцы ног: еще нет соответствия позиции. Несмотря на отдалившуюся опасность, Девятка четвертая является янским уровнем, занявшим иньскую позицию, поэтому и упоминается об отсутствии соответствия.

Девятка четвертая метафорически указывает на необходимость искоренить зло и продвигать настоящие ценности.



Шестерка пятая

В связанности мудреца наличие Освобождения, счастье, наличие доверия к маленькому человеку.

Шестерка пятая находится на возвышенной и почитаемой позиции государя знака. Будучи мягкой и восприимчивой по природе, она распространяет свою милость и внутренний свет на тех, кто ниже ее по положению и эволюционному развитию. Такое под силу только мудрому правителю, который, обладая полной свободой, связан доверием народа.

Комментарий к "Малому Образу" гласит: Для мудреца - наличие Освобождения, маленький человек отступает.

Данный уровень метафорически сообщает о том, что сила мудрого правителя растет, а сила маленького человека убавляется.



Верхняя Шестерка

Князь стреляет по соколу с верха высокой насыпи, в его добыче отсутствует не-польза.

Верхняя Шестерка находится за пределом развития ситуации, когда все основные трудности остались позади. Теперь настал черед для последнего решительного Освобождения - следует освободиться от маленького человека. Если на предыдущем этапе необходимо было на него распространять свою милость, то здесь ему уже нет места.

Комментарий к "Малому Образу" гласит: Князь применяет стрельбу по соколу и таким образом Освобождается от строптивых. Если, несмотря на все оказанные ранее ему милости, маленький человек затевает свою возню, с ним следует беспрекословно покончить.

Данный уровень метафорически указывает на необходимость выкорчевать маленького человека в себе самом.



Оптимальные стратегии в ситуации Цзе/Освобождение:

1. Когда в сложной ситуации предоставляется случай, используй его, чтобы освободиться от тьмы и сбросить мешающие развитию путы. Воспользуйся поддержкой того, кто обладает Путем, и действуй без сомнений и промедлений.

2. На пути к освобождению необходимо научиться твердости, уравновешенности и срединности, нужно уметь действовать на основе правды и порядка, пресекая любые попытки ловчить и потворствовать своей низшей природе.

3. В процессе освобождения обязательно высвобождается некий ресурс, которым следует научиться пользоваться. В комментарии "Традиция словесных связей" приводятся следующие слова Конфуция: Поклажа на спине - а едет, привлекает разбойников. Нести поклажу - дело маленького человека, а колесница - инструмент правителя. Если маленький человек использует вещь правителя, вор замыслит грабеж. Если вверху небрежность, заносчивость, а внизу жестокость, разнузданность, вор замыслит бунт. Небрежное хранение наставляет в воровстве, а обольстительная внешность наставляет в разврате. В "Переменах" говорится: Поклажа на спине, а едет, привлекает разбойников. Так привлекают воров.

4. Постепенно выбираясь из полосы опасности, обретаешь способность к подвижности и независимость. На этом этапе ты входишь в круг людей, которые доверяют тебе и являются твоими единомышленниками. Сейчас необходимо активно развивать свои позитивные качества, избавляясь от дурных привычек.

5. Достигнув освобождения и утвердившись на новых позициях, следует проявлять снисходительность и мягкость к тем, кто находится ниже тебя, являя высокий образец моральной силы своей внутренней правдой и великодушием.

6. Свобода не означает вседозволенности, и, если маленький человек использует свою свободу в ущерб свободе других, то его следует принудительно ограничить.

Бронислав Виногродский
статья опубликована в шестом номере журнала "Китай.ru"

источник - издание "Книга Перемен. Технология принятия решений"


Опрос: 

В чём Ваши цели и ценности?





Знаете ли вы


Голова Дракона, Улитка, Пять пальцев, Рыбий хвост, Пишущая кисть - такие названия дали поэтичные китайцы утёсам вдоль реки Лицзян.