cайт Бронислава Виногродского


Территориальная целостность страны


Предлагаем вашему вниманию статьи, опубликованные в журнале "Экономические стратегии", №№ 28.12.2009, 17.02.2010.

Территориальная целостность страны, сила духа русского народа и его история с точки зрения традиционных китайских геополитических подходов.

В последнее время очень часто сталкиваюсь с вопросом: захватят ли китайцы наш Дальний Восток?

Давайте предположим, что русские люди думают по-китайски, т.е. могут использовать китайские подходы и способы осмысления проблем управления территориями и духом народа в прошлом и в долгосрочной перспективе.

Понятно, что страна в настоящее время находится отнюдь не в лучшем состоянии и сталкивается с рядом угроз, в первую очередь внутренних, т.е. народ и Правительство вошли в такие противоречивые вялотекущие отношения, что, с одной стороны, всех все устраивает, а с другой - никого ничего не устраивает. Парадокс какой-то получается.

Проведем эксперимент. Предположим, что в совершенстве знающий русский язык китайский мыслитель, используя традиционный понятийный аппарат и систему ценностей, нравственных категорий и этических принципов, задумался о проблемах современной России. Что он будет делать для осмысления, какие предложил бы пути решения, которые не приходят на ум внутри системы?

Для китайского мыслителя в первую очередь важна система непротиворечивых образов и понятий. Мы сталкиваемся с тем, что в нашей стране у людей нет общих образов и, следовательно, не может быть общей истории. Граждане страны знают, что в недалеком прошлом (еще живы участники некоторых событий и их дети) была война, коллективизация, индустриализация, проводилась определенная национальная и социальная политика, т.е. имело место множество событий и фактов истории. А истории нет. Почему?

Потому что нет, да и не может быть достоверных оценок перечисленных выше событий и фактов, т.к отсутствуют общепринятые основания для правильного (общепринятого) оценивания произошедшего и происходящего.

Получается, что нет общих ценностей, которые связаны с общим пониманием и переживанием образов истории. А без этого невозможно добиться появления связности, понятности, непротиворечивости в толковании длительности существования и развития общности своего народа.

Потому сначала поговорим о том, как нужно было бы писать историю, чтобы она стала не поводом для ожесточенных споров, а способом объединения сознания в области правильного понимания ценностей. Ведь правильное понимание ценностей позволяет правильно толковать происходящие события. А неправильно написанная, созданная как система описания история не может правильно восприниматься. В этом случае и возникает ощущение потери корней, ибо у народа отсутствует правильная, т.е. общепризнанная история. А то, что предлагается из общего пространства в качестве истории, конечно же, таковой не является, потому что большинство людей, живущих в этой стране, в нее не верят.

Так что сделаем печальное и одновременно оптимистическое заключение: сейчас истории в стране, а следовательно, и у страны нет. Печальное оно потому, что это приводит к полной неразберихе в наших головах и вытекающей из нее неспособности построить порядок, т.е. справиться с разрухой в пространствах обитания как материального, так и понятийно-концептуального.

Оптимистичное оно потому, что, обозначив отсутствие объекта сознания, приходишь к необходимости таковой создать. Ибо история существует в сознании людей. Сейчас истории в стране нет. Множество малопонятных для народа, противоречивых действий, совершаемых правителями, направленных на исправление ошибок, совершенных предыдущими правителями, нет оснований опрометчиво называть историей, если под историей мы понимаем способ организации понятийно-событийного материала в сознании людей. А т.к. я пишу этот текст с точки зрения традиционного китайского мыслителя, то именно это я и имею в виду.

Каждый из представителей русского народа (подразумеваются люди, населяющие государство Россия), пройдя в своем сознании и пережив последовательность разных событий, обретя личный опыт, пришел в это время, время новых оценок истории своего народа.

В нашей стране переживается не экономический или политический кризис, а кризис смыслообразования.

Однако для того, чтобы справиться со сложностями, стоящими перед страной, требуются новые смыслы, новые способы осмысления, которые позволят России перейти на качественно новую ступень понимания мира.

Чтобы появились новые смыслы, нужно иначе осмыслить произошедшее. Это я и делаю, становясь на время воображаемым китайским мыслителем.

Вопрос не в том, как возникает та или иная история и как описываются события, а в том, как вообще возникают смыслы в ходе создания описания и зачем они нам нужны. Мы ищем смыслы в истории, чтобы нам, стране, правильно объединяться, отстаивать свои точки зрения, реагируя на внешние и внутренние события, правильно двигаться дальше во времени.

Вне зависимости от того, что происходит в остальном мире, в нашей стране переживается не экономический или политический кризис, а кризис смысло-образования.

Кризисная ситуация всегда полна скрытых возможностей для перехода на новый уровень осознания. В этом позитивное содержание кризиса, т.к. в это время нельзя действовать по старым образцам. Необходимо менять образ действий, а из этого вытекает изменение образа жизни и образа мира.

Кризис смыслообразования - это время для перехода, для обновления, для нового осмысления. И если такой переход не происходит, слабость не преобразуется в силу, каждому жителю страны нужно предложить по-новому

взглянуть на себя в качестве жителя страны. Для этого надо получить основания по-новому взглянуть на страну в себе и, исходя из этого, понять возможности и ограничения работы с кризисом.

Чтобы обрести новый взгляд на происходящее, необходимо понять, как это делается. В нашем случае нового взгляда требуют несколько предметов рассмотрения. Это в первую очередь история, территория и дух страны.

Необходимо подобрать правильные имена, что диктуется образами и переживаниями, которые возникают в связи со старым набором имен, понятий и ценностей.

Страна имеет название. И, чтобы название правильно переживалось жителями страны, необходимо правильно описать коренное понятие, лежащее в основе этого названия. Не нужно исходить из объективного научного подхода к этимологии. Следует создать новые способы этимологизации понятий. В произвольной форме попробуем на вкус понятие "Россия".

Страна наша называется Россия. Россия именуется также Русью, это Русь, это Рось. Это то, что восходит к роду, это поросль, рост, то, что орошает каждого сына Руси, того, кто считает себя русским и является им. В имени страны заложен смысл порождения, жизни, роста, взращивания и питания самой жизни.

Потому при написании истории территории обитания носителей духа народа Земли Русской во времени и пространстве нужно опираться на понятия, вытекающие из имени "Россия".



Уровень силы духа - это следствие правильного взаимодействия духа со временем и пространством существования этого духа.



Жители нашей страны - русский народ. Русский народ включает в себя много национальных сообществ. Несмотря на то что многое смешалось и перепуталось в наших головах в ходе развития духа русского народа, у нас есть объединяющие нас территория, история и язык.

Чтобы понять, как изменился дух русского народа и в каком направлении будут дальше происходить эти изменения, мы говорим о событиях не как об изменениях рисунка обстоятельств, а как об изменениях способов оценок и понимания происходящего в пространстве народного духа.

Мы говорим об этом с точки зрения закономерностей изменений пространства духа русского народа. И если мы ставим во главу угла понятие пространства духа, то, соответственно, меняется взгляд на историю и территорию.

Для описания качества пространства духа народа главным

понятием являет понятие "сила духа". Уровень силы духа - это следствие правильного взаимодействия духа со временем и пространством существования этого духа, т.е. с историей и территорией.

В этой связи история понимается нами как осознаваемое в определенных понятиях и ценностях проживаемое народом время внутренних и внешних событий, а территория - как осознаваемое в тех же понятиях географическое пространство обитания духа.

Осознавание в этом случае подразумевает и одухотворение. Т.е. и время, и пространство сотворяются в сознании людей силой духа.

Так что будем говорить о том, как дух творит историю, как он одухотворяет территорию. Дух определим как проявленную в событиях общность ощутимых качеств народа, выражающихся в отношении к территории, истории и самим качествам этого духа.

Необходимо суметь опереться на ощущение духа, чтобы это ощущение подсказало, в чем состоит особенность данного времени для приятия духом произошедших со страной необратимых изменений. Только правильно оценив и приняв свое прошлое, мы сможем правильно от него оттолкнуться, взяв в нем силу, а не слабость, дабы двигаться по пути созидания будущего.

В этой связи нужно непротиворечиво ответить на вопрос "кто мы?". Что нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос? Нужно сначала его правильно поставить. Нужно понять, кто, о чем и у кого спрашивает?

Почему возникает необходимость ставить этот вопрос?

Потому что ответ "я - русский" обязательно вызывает вопрос "а что это значит?". Так что важно правильно поставить вопрос, для того чтобы получить ответ.

А правильно поставив вопросы, можно найти правильные ответы и для себя, и для всех остальных. Нужно предложить остальным жителям планеты Земля ответ на вопрос "что они делают, о чем думают?" в виде простой формулы "это русские", которая объяснит все.

Так должно быть, и выражение "я - русский" должно объяснять правильные вещи, связанные с силой духа, со способностью наших отцов создать огромную, великую империю, с нашей и наших детей способностью принять наследие и гордо вести корабль нашей страны в бесконечных водах времени настоящего и будущего.

Мы, люди в России, сейчас имеем разные понятия о понятиях. Нам трудно договориться, трудно понять друг друга. Мы ищем общие ценности. Данное рассуждение является лишь примером возможного способа построения нового пространства. Потому следует менять подходы к определению смысла понятий. В этом и проявляется свобода воли человека, чтобы в соответствии с меняющимися обстоятельствами действительности во времени давать правильные определения меняющегося положения дел и общих ценностей.

Говоря об истории, мы только подразумеваем историю прошлого, но в действительности историей мы закладываем наше будущее, ибо еще раз отметим, что история - это не сухая констатация, а предельно осмысленная оценка, несущая в себе пример способа оценивания, подходящий для нашего духа.

Все произошедшее и происходящее обязательно постоянно становится будущим. Вот туда и будем направлять усилия нашего сознания, работу нашего духа.

Чтобы попасть в понятное будущее, необходимо оттолкнуться от правильного переживания прошлого. Вот для этого-то и подходит новое осмысление происходящего, осмысление кризиса смыс-лообразования. Только на этом основании мы можем построить новую историю духа русского народа, историю будущего русского народа. И это нужно делать прямо сейчас, ибо будущее всегда наступает быстрее, чем ожидаешь.

В способах осмысления происходящего проявляется сила духа народа. Происходящее происходит не во времени, пространстве и в людях, а в первую очередь в их оценках этого происходящего. Осмысление своего пространства обитания - это геополитика, включающая в себя способ описания отношений со своей территорией и способ осмысления, позволяющий давать правильные оценки и строить замыслы для дальнейшего движения во времени.

Двигаясь во времени, ты обязательно меняешь свой способ расположения в пространстве, т.е. территорию своего обитания.

Время мыслится здесь как история, включающая в себя способ описания отношений с событиями во времени и способ осмысления этих событий, позволяющий давать им правильные оценки, чтобы строить правильные замыслы дальнейших действий страны во времени.

Т.к. сейчас отсутствуют общепринятые в стране способы осмысления происходящего, то цель данного упражнения состоит в том, чтобы наметить подходы к новому построению пространства духа русского народа. Для этого нужно дополнить геополитику и историю понятиями из области основ истории духа.

Происходящее происходит
не во времени, пространстве
и в людях, а в первую очередь в их
оценках этого происходящего.


История духа может быть построена и понята через соединение в осмысленных понятиях прошлого, настоящего и будущего этого духа. Эти вещи связаны с основными нравственными устоями, на которых держится и крепко покоится дух русского народа. И дальше дух народа выражается в отношениях с пространством обитания народа, носителя духа.

Изменение во времени очертаний этого пространства является неотъемлемой частью истории духа. Очертания пространства страны на карте в образах отражают очертания пространства духа, указывая на его качества и свойства.

Потому на первом месте у нас и стоит история территории духа как создание и воплощение осмысленных подходов и замыслов к построению истории на основе понимания смысла своей территории в образах духа.

Как китайский мыслитель понимает время? Время - это дыхание, это волны вдохов и выдохов, продвижения вперед и отступления,

напряжения и расслабления, выражающиеся в переживаемых народом качествах жизни в мире.

Дыхание времени распространяется через пространство духа волнами. Оно накладывается и на пространство как территорию, и на пространство как понятийную единицу. Потому речь пойдет о геополитической истории духа. Нам нужно создать способы оценивания происходящего в границах территории действия нашего духа. Для этого мы, предложив разные способы оценивания, сопоставим их с теми, что предположительно существовали в истории. Так что нам необходимо говорить о геополитической истории духа.

Дыхание времени нужно знать, чтобы правильно принимать его движение в пространстве духа. И это приятие должно быть осознанным и сильным действием.

Только через осознанное отношение к понятиям, обобщающим образы, совместно переживаемые в общем пространстве духа, можно правильно принимать дыхание времени в пространстве духа. Образы движения этих сил дыхания времени выражаются правильными образами земли, которые описываются в границах геополитического пространства русского государства. Т.е. мы должны предложить образы, которые накладываются на очертания территории во времени и пространстве.

Мы должны предложить образы, которые накладываются на очертания территории во времени и пространстве.

Образ сам несет в себе силу. Описание движения и изменения образов духа в связи с образами пространства является геополитической историей духа русского народа. Это описание необходимо осуществить, чтобы объединить людей в едином понимании времени, сделав источник силы духа Руси доступным каждому из ее обитателей.

Теперь перейдем к определению понятия духа русского народа. Это понятие можно правильно определить только через образы, выражающие качества духа. Только правильные образы позволяют уловить и правильно пережить эти качества. Потому на карте и в очертаниях территории следует увидеть образы, которые являются воплощением качеств, выступающих основной ценностью для русского человека. Сразу скажу, что это не деньги. Неправильное отношение к деньгам позволило проявить кризис смысло-ообразования, и в этом их великая ценность.

Без правильного переживания правильных образов, выражающих качества духа в действиях русского духа, невозможно правильно определить понятие духа русского народа.

Русский народ - это все люди, живущие в России и желающие своей державе мира, процветания и счастья. Люди тогда обладают духовной силой, когда они объединяются в едином духовном настрое.

Настрой - это то, что имеет строй. Строй этот можно отладить только путем правильного переживания осмысленных образов. Когда появляются образы, позволяющие осмысленно осознавать пространство своего обитания, тогда и появляется общий дух. Нам сейчас нужна не история как последовательность событий, переживаемых людьми в ощутимом времени. Нужна не фиксация дат и толкования событий в малопонятных системах ценностей. В первую очередь необходимо дать точное описание истории образов духа.

Тогда возникнет правильное отношение к ценностям. Только правильно переживая образы, можно давать осмысленные оценки происходящего, понимая, как эти оценки повлияют на качество потоков времени в будущем. Потому мы не говорим отдельно о духе, или истории, или геополитике, а обязательно устремляем свой взор на происходящее сейчас через призму геополитической истории будущего духа русского народа.

И осмыслять историю нужно через правильные образы, переживая которые ты обретаешь правильное понимание, являющееся основанием для правильных действий в истории, которая приводит народ из прошлого в настоящее.

Следует на этом основании определить, в чем проявляются искажения правильного понимания истории, т.е. нужно понять, в чем состоит неправильность исторических описаний.

Из чего и где складываются образы страны, как эти образы живут во времени, видоизменяются в сознании людей, во что превращаются со временем?

История живет в образах. И умение сохранять образ прошлого в сознании каждого из представителей страны определяет жизнестойкость народа, его силу, его будущее. Страну нужно видеть и понимать в образах, и если основных образов нет, нужно их создать.

В следующей статье этого цикла мы продолжим разговор о проблемах понятийного пространства русской истории с точки зрения традиционного китайского способа осмысления истории.

По нашему мнению, необходимо по-новому строить отношения с образами, которыми пишется история. Т.к. история страны, выраженная в образах, влияет на устройство сознания ее жителей, то и дух жителей страны должен отображаться в образах, лежащих в основе описания истории.

Сейчас в стране нет никаких образов, которые можно осознанно положить в основу описания истории, потому множество событий и дат оценивается как кому угодно, ибо нет общепризнанных оснований для правильных оценок. Это связано с отсутствием понятий о ценностях, из чего вытекает разрушение способов смыслообразования.

В понимании истории отдельной личностью проявляется устройство сознания народа. Т.е. твое личное понимание истории создает устройство твоего личностного сознания. История - это и есть народное сознание, выраженное во времени. Потому крайне важно осознанно создать и предложить образы, которые приведут в движение дух народа, понимая, как вообще образы живут в народе, как они взаимодействуют с духом. История единственно для этого и нужна как наука. Для этого она существует. У каждого народа есть своя история духа. История духа может быть выражена только в образах.

Должны быть образы героев и маленьких людей, образы правителей и первопроходцев, воинов и торговцев. И по их образам, неосознанно или осознанно делая их образцами, мы строим свою личность, как только у нас появляется достаточно разумности для того, чтобы самим строить свою личность. Так что личность является продуктом истории.

И с этой точки зрения история страны может пониматься как история изменения способов осмысления образов, преобразования устройства их (образов и представлений) отношений в сознании отдельных личностей, составляющих семьи, родовые образования, народы, страну и, наконец, человечество.

Образами составляются события в сознании людей, образами составляются огромные полотна великой протяженности времени и отдельные движения людей в пространстве. Запись событий, составленных образами, вызывающими общие переживания у жителей страны, и есть история страны.

Смысл написания истории России заключается в том, чтобы создать не придуманное единство людей, населяющих это историческое пространство. Это нужно для того, чтобы обрести смысл жизни, осознать себя как гражданина страны, понимая и осмысляя свою историю в зримых и ощутимых образах. Мы должны знать, как нам правильно строить свою жизнь в истории и куда направлять взоры наших детей, храня ответственность перед теми, кто здесь был до нас. Народ одной страны объединяется укладом представлений о существовании ценностей во времени. Этот уклад ведет страну через бесконечность кругов истории с целью поддержания здоровья в теле общества страны.

Здоровый народ имеет единое понимание уклада основополагающих ценностей, общее представление об образе мира.

Народ - это осознание себя как народа в каждой личности, выраженное представлениями каждого человека о себе как о народе, проявленное вовне, во внешнем укладе отношений через обряды, определяющие поведение личностей внутри разных общественных образований.

В случае русского народа представителем этого народа является каждый, готовый разделить уклад ценностей русской языковой культуры.

Общество существует как уклад отношений и связей между представлениями о различных уровнях личности в сознании. Я имею в виду уже упомянутые уровни - личности, семьи, рода, народа, страны и человечества. В настоящее время понятие личности противопоставляется понятию общества именно потому, что в сознании разорвались связи, существовавшие между разными уровнями ценностей в течение тысячелетий.



Представителем русского народа является каждый, готовый разделить уклад ценностей русской языковой культуры.



Восстановление этих связей между уровнями личности в укладе представлений себя как самого себя лично, как части семьи, как части рода, как части народа, как части страны и как части человечества является ключевым действием для восстановления целостного уклада общества.

Это действие можно произвести только путем запуска правильных образов, на которые можно надеть понятия связей между уровнями личности.

Понимание точного способа существования отношений между личностью и обществом является ключевым для поддержания здоровья в обществе, т.е. в стране.

Теперь поговорим о том, чем является образ и как он живет в сознании. Я выделяю в качестве инструментов описания четыре единицы: образ, ценность, время и пространство. Они находятся в отношениях взаимного выражения и представляют основы понятийного уклада.

Что есть образ духа русского народа?

Для того чтобы в сознании каждого из нас появился единый и живой образ страны, нужно, чтобы сначала появились исходные образы, чтобы эти образы были привязаны к пространству и времени, тогда они начинают создавать единый уклад ценностей в сознании жителей страны.

Не описывая дальнейших тонкостей процесса выбора исходных образов, обопремся на существующий герб, который представляет собой взаимодействие двух орлов в сознании: у них две головы и единое тело, тело России.

Образы двух орлов очень хорошо ложатся на карту России, они видны на ней, они явно делят ее на шесть сегментов, где выделяются четыре крыла и два тела. Так что на карте, на условном изображении территории действия русского духа, можно вполне увидеть изображения двух орлов, восточного и западного. Это и есть птицы духа России, которые несут нашу страну во времени, определяя особенности и качества сознания русского народа. Крылья орлов - это образы, через которые направляется движение наших помыслов во времени из прошлого в будущее.

Через эти образы пространство становится временем, появляются цели существования территории во времени и в сознании людей. А ведь именно через нас, русский народ, дух России и движется во времени.

Образ всегда связан с переживанием, т.е. правильный образ рождает в душе чувства. Определим душу как пространство, в котором живет дух. Чувства, переживания - это движения души. Это простые и понятные русскому человеку образы и слова. Дух устремлен ввысь, за переделы человеческой жизни. Дух - это то, что объединяет тебя с твоими предками и потомками, то, что будет, когда тебя уже не станет. Во всех нас есть единый дух, устремляющий нас в бесконечную даль времени вместе с нашей Землей. Если образ не переживается, он не живет. Только то, что рождает переживание, т.е. приходит в движение, имеет в себе жизненную силу. Нам нужна жизненная сила, а правильные образы, рождая переживания, возрождают жизненную силу в нас.

Когда образы двух птиц накладываются на территорию, обозначенную на карте, это и есть соединение образа птицы с духом русского народа.

Образ народного духа должен быть принят всеми жителями страны. Когда говорят, что образ России - это медведь, то мы тут же вспоминаем понятие русского медведя: страшного, неуклюжего, неотесанного, выходящего из своих лесов, чтобы пугать просвещенную западную культуру. Но в России живут разные народы, и для многих медведь не является близким по духу образом. Этот образ навязан Руси в качестве начала образного ряда. Если всмотреться в орнаменты Древней Руси, то мы не найдем там образа медведя, хотя, спора нет, мы относимся к медведю с почтением, ибо он действительно на Руси всегда был хозяином леса.

Потому предлагаем в качестве образа духа русского народа птицу. Это орел. Он располагается на гербе России. Этот орел двуглавый, что указывает на наличие двух начал, двух птиц, орла и орлицы, которые простирают свои крылья над территорией нашей страны, символизируя широту духа народа, дальность целей, способность переносить трудности, защищать себя, стремиться ввысь.

Образ России - это две птицы, орел и орлица.

Говоря о двух птицах, мы одновременно рассматриваем этих птиц как власть и народ, а голову и тело одной птицы также видим как правителя и человека. Правитель и народ представляют голову и тело одной сущности, летящей во времени. В России очень сложные отношения между властью и народом. Образы власти и народа должны быть представлены в пространстве духа. Мы желаем достичь слаженного и согласованного переживания образов в пространстве духа русского народа.

Герб России, двуглавый орел, являет собой образ двух птиц как дву-единство разных начал. Две головы - это народ и правитель. Единое тело - это образ единства народа и правителя.

Говоря о двух птицах, мы вводим в пространство духа два образа, которые одновременно обозначают разум и тело, т.е. деятельность сознания и движения тела. Две птицы, два образа покрывают все пространство, обозначенное на карте мира названием Россия, выражая образом двуглавого орла пространство духа, называемое Русью.

С самого начала мы говорим об отношениях между образами двух птиц. Отношения между личностью и народом подобны образу отношений между правителем и страной, которые так же важны, как отношения между сознанием и телом, разумом и плотью. Личность правителя должна вести народ сквозь время, которое ощущается нами как последовательность кругов обстоятельств и отражается в образах будущего.

Правильно понимая, как эти образы воплощаются в будущие обстоятельства, правитель принимает решения, совершая действия по наведению порядка в первую очередь в головах своих подданных.

Он дает им правильные способы понимания и осмысления переживаемых образов. Когда это осмысленное понимание совпадает в головах большинства жителей страны, тогда в государстве царит порядок, мир и процветание.

Как образ двух птиц связан с трехцветным флагом?

Красный и синий - это цвета воды и огня в народном сознании. Это образы двух начал рождения мира, которые присутствуют в преданиях всех стран и народов. В основе развития мира лежит взаимодействие воды и огня, тепла и холода, которые также представляют мужское и женское начала, являясь образами твердости и податливости, силы и нежности. Две птицы, орел и орлица, простирающие свои крылья от границы с Европой до берегов Тихого океана, - это мужская и женская ипостаси духа русского народа. Синий и красный - это цвета женского и мужского начал, соответствующие двум птицам. А белый - это символ чистоты духа и единства целей и устремлений духа русского народа. Таким образом, три цвета флага говорят о возможности объединить в едином духе разные движения мира.

В чем сила образа России?

Сила образа России в силе его духа, ибо в русской душе есть все возможности проводить сильно и правильно русский дух, связывая нас с вечностью. Только через это обретается образ бессмертия и появляется смысл существования, выходящий за пределы удовлетворения низких потребностей и обыденных нужд.

Эти два орла в образном пространстве духа страны вращают планету Земля движениями своих крыльев через каждого из нас, в каждом нашем вдохе и выдохе, в каждом нашем слове и помысле. И тогда ты дышишь этой силой, ощущаешь ее в каждом движении бытия, текущего через нас прямо сейчас.

В чем слабость образа России?

Слабость образа России в том, что сейчас у России нет никакого образа, который бы одинаково и правильно переживался всеми представителями нашей страны. Просто нечего переживать. Время для переосмысления происходящего на этом пространстве самое подходящее. Ведь слабее быть нельзя. Потому появление образов, которые можно и нужно правильно переживать, позволит осознать свою слабость, ибо, чтобы справиться со слабостью, нужно ее правильно осознать, само осознание слабости есть начало ее преодоления. Навести правильно видение на цель можно только с помощью образов.

Как образ птицы связан с образом духа?

У всех народов птица всегда была образом духа, и на Руси это было так же: голубь и горлица, сокол и соколица, орел и орлица всегда обозначали состояния духа и были образами, применимыми к человеку, воплощающему в себе эти качества духа.

Дух - это то, что объединяет тебя с твоими предками и потомками, то, что будет, когда тебя уже не станет.

Как образ птицы связан с образом духа народа?

Смею предположить, что никакого другого духа в стране нет, кроме как духа народа. Представление о том, что дух личности является отдельным и не связан с духом народа - это заблуждение. Дух личности всегда внутри духа народа, и чем сильнее в связи с заблуждениями личность пытается оторвать свой дух от духа народа, тем слабее она становится.

Образ птицы - это образ духа народа, являющийся образом духа как такового, ибо он определяет направления движения народа в пространстве страны, в пространстве духа. Движение по территории - это движение в пространстве. Это образы движения крыльев орла и орлицы, которые случаются в сознании людей, населяющих страну.

Образ крыла на Руси тоже значил много. Вообще же, Русь обозначает не территорию на Земле, а пространство духа, т.е. нельзя сказать в Руси, говорят - на Руси. Это словосочетание подразумевает пространство духа, которое может быть обозначено через образы. Когда образы двух птиц накладываются на территорию, обозначенную на карте, это и есть соединение образа птицы с духом русского народа. Ведь именно этот дух вел русских людей в бескрайние просторы непознанного, неизведанного, невиданного.

Как образ птицы связан с образом страны?

Я бы сказал о птице образа и об образе птицы. Являясь образом духа, птица является образом образа, потому что образы - это проявление духа в душе. Образ птицы накладывается на территорию страны, а страна в сознании существует как горы и реки, долины и равнины, которые простираются как

крылья, имея свои особенности, качества. Части пространства различаются по качествам, которые выражаются в особенностях погоды и других составляющих, понятных любому живущему в этих местах. Когда на все это накладывается образ птицы, вернее неразрывный образ двух птиц, то появляются качества духа, которые определяют качества переживания.

Виногродский Бронислав Брониславович

Статья опубликована в журнале "Экономические стратегии", №№ 28.12.2009, 17.02.2010.

СТРАТЕГИИ

Опрос: 

В чём Ваши цели и ценности?





Знаете ли вы


"Кун-фу - это не война. Ты знаешь, что должен выиграть, но выиграть у самого себя." Брюс Ли.