cайт Бронислава Виногродского


Нравственные категории человека






Почти полтора десятка лет тому назад я придумал название статьи, которое звучало следующим образом, - "Нравственные категории и психофизические состояния человека в свете трактата Жёлтого императора и Книги Перемен".

Тогда я так и не написал статью с этим ёмким названием, в первую очередь по причине того, что само это название полностью поменяло мой взгляд на вопрос. Но, обозначив название темы номера как "Цигун и нравственность", я был вынужден по меньшей мере задуматься над определением понятия нравственности. Вглядевшись, как обычно это со мной случается, в обозначенное понятие через ряды бли- жайших связанных с ним понятий и образов, я сделал неожиданное для себя открытие: нравственность попадает в категорию чувств, то есть нравственные понятия можно определить как чувства высшего порядка.

С точки зрения подходов цигуна чувства выделяются как важный разряд среди шести уровней, определяющих или описывающих устройство пространства сознания в теле. Таковы они снизу вверх по мере усложнения содержания: ощущения, чувства, образы, понятия, смыслы и действия.

Я отчётливо вижу теперь, что правильное переживание нравственных чувств или наличие нравственности в человеческом сознании однозначно позволяет двигать должным образом тонкие силы по сосудам тела.

Скажем, твоя честность в достаточной степени развита - так, что ты испытываешь неприятные ощущения, когда совесть тебе говорит, что действие совершается неправедное, то есть не совпа- дающее с чувством правды, и неважно, кем оно совершается, тобой или другим. Но если, следуя подсказкам уколов совести (в буквальном смысле этого слова), ты не находишь в себе достаточ- ной силы духа и воли, чтобы исправить происходящее, тем самым ты допускаешь нарушение в своём устройстве, которое обязательно через некоторое время проявится в более ощутимых движениях. Ты непременно начнёшь испытывать более яркие и болезненные ощущения и переживания, такие как страх, опасения, печаль, гневливость, отчего происходит уже непосредствен- ное воздействие как на состояние духа, так и на здоровье человеческого тела.

В китайской традиционной медицине много говорится о том, что одной из причин возникновения многочисленных болезней является несдержанность и распущенность эмоций и чувств. А так как цель занятий цигуном - обретение покоя и ясности переживаний состояний духа, души и тела, то эти усилия позволяют приводить в порядок выходящие из берегов внутренние потоки переживаемых ощущений, которые возникают как следствие нарушения в устройстве природы нравственных орудий.

Может быть, это звучит странно для современного человека, живущего в ритме городского безумия, которое приходится гасить сильными и не всегда здоровыми во всех отношениях средства- ми, но это только потому, что нет достаточной разрешающей способности восприятия и ощущения самого себя и связей между разными отделами духа и тела.

Затем мы и обращаемся к теме "Цигун и нравственность" - дабы посмотреть с разных точек зрения на возможности практического применения восточных подходов к оздоровлению и улучше- нию нравственной среды сообщества вообще и отдельного человека в частности. С единственной простой и незамысловатой целью - чтобы лучше жилось.

Я всегда был уверен, что должен существовать единый закон, управляющий человеческой судьбой, определяющий правильность движения человека как личности в событийном потоке от точки рождения до точки ухода за пределы ощутимого мира.

Первая половина моей жизни протекала во времена расцвета социалистического реализма, который, будучи картиной искусственной и навязанной восприятию миллионов людей, не только не давал ответы на многие вопросы, но и, более того, получить их было совершенно невозможно. Не удавалось найти решение, ибо сама постановка многих вопросов могла указывать на твою неблагонадёжность, определяя меру опасности тебя как возможной угрозы для существующего режима.

Тем не менее, изучая древние тексты, главным образом из китайской традиции, сосредоточившись на понимании таких книг, как "Трактат Жёлтого императора о внутреннем", Книга Перемен и "Книга Пути и Духа" (Дао Дэ Цзин), я постепенно подобрался к ответам на вопросы, которые не давали мне покоя с юности.

В этой небольшой статье я попробую описать основные понятия, необходимые для точного видения связей между состояниями здоровья в теле и здоровья в духе. Ибо состояние здоровья в духе управляется и поддерживается с помощью нравственных понятий и сохранения правил переживания образов и явлений, связанных с этими понятиями. То есть нравственные переживания - это переживания духа, тогда как обычные человеческие чувства, основанные на страстях, - это по большей части неуправляемые движения души в пространстве тела.

В Книге Перемен существует описание так называемых Четырёх великих, которые переводятся мной как "осмысление проведения замысла в действие". Это последовательно идущие: Замысел, Воплощение, Ценности и Верность.

В последовательности пяти движений у Конфуция описывается пять основных категорий: Доброта, Порядочность, Вера, Совесть и Разумность, с помощью которых человек правильно оценивает потоки событий, явлений и образов, управляя лодкой своей судьбы в море жизни, которая по большому счёту не делится на внутреннюю и внешнюю. Человек является соединительным приспособлением для внутреннего и внешнего потоков.

Если соединение производится правильно, то в соответствии с законами традиционной китайской медицины пять основных внутренних устройств-накопителей, таких как печень, сердце, селезёнка, лёгкие и почки, действуют слаженно и превращают нравственные силы друг в друга в порядке, соответствующем течению сил времени. То есть доброта превращается в порядочность, а порядочность порождает веру. Вера приводит в движение совесть, а из совести естественным образом вытекает разумность, которая является непреложным основанием для наличия источника доброты в печени.

Бронислав Виногродский

Полный текст читайте в 3 (8) номере журнала "Цигун"

Опрос: 

В чём Ваши цели и ценности?





Знаете ли вы


Керамические, а затем и фарфоровые изделия появились в Китае около 10 тыс. лет назад. Сейчас фарфор - символ китайской культуры.