cайт Бронислава Виногродского


Обсуждение наведения порядка и управления


Глава из текста "Пять движений"

Перевод Бронислава Виногродского







Наведение порядка и управление состоит из двух иероглифов: наведение порядка - упорядочивание и установление. А управление - это исправление, определение того, что не искажает.

Сто родов не способны сами в себе наводить порядок. И они устанавливают государя, который наводит порядок. А множество людей не способны сами себя исправлять, и они устанавливают старшего для того, чтобы он исправлял их узоры.

Направляющее и исправляющее дает возможность не искажать, а наведение порядка позволяет избегать смуты. Если нет смуты, тогда покой; если нет искажения, тогда добро. Добро приводит к тому, что разбойники и воры не возникают; покой приводит к тому, что у всех сохраняется в мире их дело. И поэтому можно победить болезни и избавиться от гибели. И тогда движутся гуси по своим путям, тогда и змеи способны ползать правильными дорогами, и драконы движутся, куда им надо. И именно это определяется как порядок в управлении.

Конфуций говорит: "Осуществляй управление с помощью качества силы Дэ. И это можно сравнить с созвездием Северного Ковша, которое находится на своем месте, а множество звезд объединяются вокруг него".

В "Записках о ритуале" по старшему Даю" (Да Дай Ли цзи) говорится: "Государь - суть, основа, наведение порядка. Откуда без государя может быть порядок? Если способен брать за образец Пять Движений, то это определяется как соединение с Путем. Поэтому широта и ясность сравниваются с Водой и Огнем, а доброта и справедливость сравниваются с Металлом и Деревом. Если следуешь четырем последовательностям, то обучаешь народ. А основываясь на Пяти материалах, осуществляешь свои действия. Применяешь людей, применяешь силу, и тогда все законы собираются в одном".







В главе "Пять Движений и правильное управление" (Чжи шунь У Син) из "Обильных рос "Весен и осеней" (Чунь-цю фань лу) говорится: "Когда Дерево применяется в делах, то его энергия очищается мутно, и оно становится синим. Действует семьдесят два дня.

Огонь когда действует в делах, то его энергии выделяются Ян, и образуется красный цвет. Он действует семьдесят два дня.

Что касается Почвы, то она действует в делах через того, что согревается мутное, и образуется желтый цвет, действует семьдесят два дня.

Металл, когда действует в делах, то его энергия из крепости и концентрации дает белизну. Действует семьдесят два дня.

Вода действует в делах, ее энергия это чистый холод, который порождает черный цвет, действует семьдесят два дня.

Дерево, когда действует в делах, то оно действует мягкостью и добром. Оно продвигает людей, настроенных на изучение искусств канонических текстов и действует до сезона Люй Чхун, Установление Весны.

Здесь используют только легкие наказания, выпускают провинившихся, снимают колодки и канги, раскрывают задвижки и запоры, расчищают преграды и отсутствие проходов, оберегают малых и сирых, помогают одиноким и вдовам. Это есть исполнение следования действию весны. Нельзя рубить дерево, и тогда в благодарность от деревьев и трав родится киноварная трава. И поэты, если воспевают в песнях, то они говорят, что тростник растет белый; если не рубят дерево, то это означает, что нельзя нарушать энергию роста рождения небесного Ян.

Если же государь кичится без меры и ведет себя распущенно, тяжелыми тяготами обременяет народ, забирает время людское, облагает большими податями и налогами, тогда народ страдает и болеет, мается от болезней ног, потому что нарушается энергия весны, и в результате возникают эти болезни.

Если Дерево разрушается, тогда дракон прячется глубоко, и тогда Дерево боится и не проявляется. Тогда появляются страшные гады, которые несут беду и панцирные и чешуйчатые соответствуют энергии Металла, и поэтому они разрушают Дерево. Когда Огонь действует в делах, тогда должно производиться правильное распределение границ наделов, должны правильно распределяться поля и межи по земле. Это доходит до установления лета. Нужно продвигать способных и праведных, давать титулы тем, кто обладает моральными качествами, поощрять тех, у кого есть заслуги, посылать посланцев на четыре стороны. Таким образом, ты следуешь трансформациям огня. И таким образом, взращиваешь и питаешь множество предметов. И если не распускать Огонь, тогда Огонь подчиняется человеческим нуждам, тогда выпадают сладкие росы, тогда прилетают фениксы, и желтые лебеди появляются в воздухе.

Феникс - это Фэн Хуан, который восходит к роду красной птицы. И поэтому появляется радость. Белые сладкие росы и лебеди как раз возникают, потому что дети почитают своих матерей.

Если же государь применяет в качестве информации клевету и распутничает, тогда и отдаляет верных чиновников, верных слуг, отказывается от установлений закона, когда женщины начинают управлять, тогда в народе возникают болезни, связанные с отеками и кровью.

В результате в государстве нет ясности, и возникают беды, связанные с Огнем. Зимой гуси не прилетают, и появляются странные птицы. Когда нет правильности с Огнем, тогда птицы превращаются в нечисть. Возникают страхи, и поэтому не прилетают. Когда действует в делах Почва, тогда вскармливют стариков, заботятся об одиноких и сирых, награждают тех, у кого есть сыновняя почтительность, даруя им блага.

Таким образом, следуют качеству широты, щедрости и мира, которое скармливают Почве. Если же не продвигать силу Почвы, тогда будут ошибки в создании мер в дворцовых палатах. Но если будет последовательность раздачи благ родственникам по мужской и женской линии, тогда будут вызревать пять злаков, тогда появляются благовещие хлеба, и тогда приходят к управлению совершенно мудрые. Если энергия Почвы ей праведно следует, тогда благовещие хлеба вызревают.

Дэ государя великолепно и велико, поэтому совершенно мудрые и одаренные с радостью приходят.

Если же государь человеков распутен и не имеет меры в радости, если унижает старших, если затрудняет сто родов, тогда народ страдает от болезней живота и сердца.

Живот и сердце управляют Почвой, энергия негармонична, потому возникают болезни. Тогда одаренные люди укрываются и прячутся, тогда сто злаков не поднимаются, и тогда возникают беды, связанные с появлением разных вредных насекомых. Это связано с тем, что нарушается природа почвы. Поэтому нет совершенства в функции запасания и перераспределения. Одаренные люди не любят такой ситуации и поэтому не появляются.

Насекомые ядовитые соответствуют энергии почвы. Она разрушается, и поэтому возникают патогенные изменения.

Когда Металл действует в делах, тогда исправляют ограды и валы, тогда заделывают стены и заборы, украшают латы и вооружения, тогда устрашают и предостерегают сто чиновников и тогда наказывают беззаконие. Таким образом, одновременно следуют природе энергии Металла, которая состоит в силе, мощности, строгости и разрушении. Если не сжигается и не расплавляется руда, тогда появляется белый тигр. Тигр - это животное, которое соответствует Металлу.

Если государь людей поражен алчностью и стремится получать взятки, если он слишком любит применять оружие, тогда люди страдают от кашля и судорог в сухожилиях, у них заложен нос. Так как нос управляет легкими, то возникают болезни легких, и поэтому кашель и заложенный нос. Это все болезни Металла.

Волосатые твари представляют собой нечисть, возникающую в связи с энергией руды. Если энергия Металла разрушается, тогда и возникают патогенные изменения. Когда в делах действует Вода, тогда закрываются врата, и нужно удерживать тех, кто может совершать преступления. Нужно украшать заставы и мосты. Таким образом, следуют значению Воды, которое связано с закрытием и запасанием. Нельзя пробивать запруды в прудах с тем, чтобы энергия Воды не утекала. Таким образом, в этом случае возникают сладкие источники, которые несут благо всем живым существам. В них появляются волшебные черепахи.

В "Книге Писаний" (Шан Шу) говорится: "В водоемах появляются разные животные, а панцирные соответствуют Воде. Если государь человеков разрушает систему жертвоприношений и поклонения предков, тогда рушатся храмы предков, и нет послушности в исполнении законов, тогда у народа развиваются болезни, связанные с отеками и водянками, онемение и атрофия конечностей, нарушение проходимости отверстий. Это связано с тем, что энергия Воды теряет возможность проникать сквозь каналы. Человек мудрости, одаренный человек, мотивируя Водой, находится в позиции великого Инь. И иньское темное пустое место сопоставимо с храмом предков. И если энергия тончайшая умирает и рассеивается, то храм предков существует для того, чтобы собирать ее и концентрировать. Храм этот располагается в пустом безмятежном месте, где в тени и скрытости нет людей, и это можно сопоставить с Водой.

Если же нарушаются установления, связанные с жертвоприношением и почитанием, то значит, что утрачивается путь сыновней почтительности. Тогда энергия великого Инь действует на людей и создает болезни. Создаются подобные болезни в связи с тем, что Вода насылает разрушение. Тогда волшебные черепахи скрываются в глубине, тогда и демоны стонут, и тогда панцирные превращаются в демонические силы. Панцирные соответствуют Воде. Если их энергия разрушается, то они прячутся и не появляются. Если нет праведного почитания в храмах предков, тогда энергия душ/ хунь нарушается и вопиет о справедливости. Поэтому и стонут демоны.

В трактате "Комментарии к канону о сыновней почтительности" (Сяо Цзин Шоу Шэнь Ци) говорится: "Энергия Дерева порождает ветер, энергия Огня порождает светляков, энергия Почвы порождает насекомых, энергия Металла порождает иней, энергия Воды порождает град. И если теряется правильность контроля энергии Дерева, тогда ветер возникает, соответствуя этому.

Если теряется правильность проведения энергии Огня, тогда появляются светляки.

Если теряется правильность проведения энергии Почвы, тогда появляются разные насекомые.

Если теряется правильность проведения энергии Металла, тогда появляется иней

Если теряется правильность проведения энергии Воды, тогда возникает град.

Если возникает нарушение, тогда это приводит к ветру.

Если агрессия, тогда появляются светляки, если алчность разрушает, тогда возникают насекомые, если ядовитые раны, тогда возникает иней, если мучения и пытки, тогда град. Все это возникает в связи с соответствием по родовым признакам.

В тексте "Новая теория" (Синь лунь) говорится: "Человек вмещает в себя тело Неба и Земли. Он хранит в себе чистейшее семя и рождает самое тончайшее духовное начало. Таким образом, облик его приводится в движение через движение Дерева, речь обретает достоверность через Металл, взгляд обретает ясность через Огонь, слух обретает чуткость через Воду, мысль обретает четкость через Почву".

Таковы функции Пяти Движений. Движения и покой сообщаются и соединяются с духом.

Когда в облике есть почтительность, то это приводит к строгости в поведении, а строгость во времени выражается в дожде.

Когда в речи есть соподчиненность, тогда есть контроль.

Когда есть контроль, тогда возникает ясность. Когда во взгляде есть просветленность, то возникает мудрость.

Когда в слухе есть чуткость, тогда возникает предприимчивость, а во времена предприимчивости бывает холод.

Когда в сердце есть строгость, то возникает совершенная мудрость. А совершенной мудрости соответствует ветер. Металл, Дерево, Вода и Огонь - все они переносятся почвой. Поэтому ветер, ясность, жар и холод - все они возникают из ветра. Облик, речь, взгляд и слух - все они рождаются в сердце.

В "Исторических Записках" (Ши Цзи) говорится: "Сердце - это государь тела. Сын Неба в Поднебесной получает повеления через сердце. И если в сердце нет соответствия, тогда в Поднебесной возникают беды. Владетельные князья получают повеления по своим странам через сердце. Если сердце не соответствует, тогда и страны исчезают. Обычный человек получает повеления через сердце. Сердце в человеке представляет собой тончайшую субстанцию Неба и Земли, и это есть основа всего живого. Поэтому порядок или смута в управлении возникают из сердца государева. И если эта мудрость есть, тогда она способна воспринять повеления Неба и Земли и воплотить в себе Пять Движений, тогда происходит совершенствование в пяти делах, и тогда ты контролируешь и время и пространство, питая и порождая все живое. Тем самым строится система мер законов и моделей, и основой для всего этого являются Пять Движений. Тогда одежды будут правильными и строгими, и в поведении при дворе будет точная ритмика, в сельском хозяйстве все будет вовремя посажено и выращено, и будет роздано благ вовремя и по заслугам. Все это есть Дерево".

Возвышенное и приниженное, верх и низ, система мер и модели в ритуалах, титулы и наделы, награды и наказания, пребывание наверху и взгляд в даль, - все это Огонь. Палаты и комнаты, балки на башнях, отношения между мужем и женой и родственников по мужской и женской линии, распределение качества силы и воспитание внутреннего, последовательность в построении иерархии в службе, прощение и доброта, - все это Почва. Оружие и утварь, ритуальные предметы, охота, военные резервы и готовность, наказания, тюрьмы и запреты, - все это Металл. Храмы предков, установления по жертвоприношениям, накопление запасов, собирание резервов, траурные украшения, печальные обряды, гадания и разрешение сомнений, - все это Вода.

На основании Пяти Движений пристраиваются функции ста чиновников. А на основании движений ста чиновников управляются десять тысяч дел. Если есть управление в десяти тысячах дел, тогда в пределах четырех морей все успокаивается, и отсюда возникает порядок в управлении. Места обитания, одежды и колесницы, утварь, - все это определяется Пятью Движениями, и именно через это создается порядок в управлении.

В трактате "Записки о ритуале" (Ли цзи) говорится: "В осенние месяцы сын Неба обитает в синем янском и левом отделе. Он ездит на колеснице с фениксами, он путешествует на синем драконе и несет над колесницей синее знамя, носит синие одежды, использует синий нефрит.

В летние месяцы он обитает в светлом зале, находится под красным паланкином, ездит на красном муле, несет красное знамя, одевается в киноварные одежды и использует красный нефрит.

В месяце центральной Почвы он пребывает в великом храме Тхай Мяо в великой комнате Тхай Ши. Он пребывает под великим паланкином Тхай Ло и путешествует в колеснице на желтом жеребце, над которым развевается желтое знамя, он несет желтые одежды и носит желтый нефрит.

В осенние месяцы он пребывает справа и пребывает под паланкином Го, путешествует на белой кобыле, несет белое знамя, одевается в белые одежды и носит белый нефрит.

В зимние месяцы он пребывает слева в Сюань Тхан, в Тёмном зале под темным паланкином Сюань Ло, он путешествует на железном жеребце и несет темное знамя, одевается в темные одежды и носит темный нефрит".

В тексте "Изучение духовной сущности звезд" (Као лин яо) говорится: "Весной энергия возникает вовне, проводится правление доброе, и тем самым следуешь небесному постоянству, в это время нужно одевать синие одежды. Летнее время плавят металл, расплавляют бронзу, запасают Огонь, тем самым почитают небесную ясность, в это время одежды красные.

В центре действует Почва, и по ней ступают обладающие путем люди. С помощью их продумываешь политику государства, и можно казнить преступников. Нельзя производить работы, связанные с перемещением почвы. Тем самым нарушишь постоянство земли. В это время нужно носить желтые одежды.

Осенью нельзя плавить металл и бронзу, - нарушишь твердость Инь. В это время нужно пользоваться оружием и можно уничтожать свирепых животных. В это время носят белые одежды. Зимой нельзя мешать сущностям укрываться, нельзя разрушать водные пути, нужно сохранять энергию, в это время нужно носить черное".

В тексте "Небесных семейных установлений" (Цзя Юй) говорится: "В первый месяц весны в восточном доме одежды должны быть цветастые синие, из видов оружия - это копье, из деревьев - это ива.

Во второй средний месяц весны в восточном доме нужно одеваться, радуясь оружию впереди, из деревьев - это абрикос.

А в третий месяц весны восточный дом в одеждах тоже радуются оружию впереди, из деревьев это слива.

В первый летний месяц, который четвертый в году, это южный дом, одежды алые, цветастые. В это время играют на шэне, на флейте. Из деревьев - это персик, из оружия - это алебарда.

Пятый месяц, средний месяц лета южный дом, те же самые одежды, музыка и оружие. Из деревьев это - у тхун.

В шестой месяц лета - это средний дом, одежды желтые цветастые, играют на большом барабане, из деревьев это катальпа, а из видов оружия это лук.

Осенью - это седьмой месяц, это западный дом, одежды белые, в это время бьют в колокол, из деревьев - это финик, из видов вооружения - это меч.

А в средний месяц осени, восьмой месяц те же самые одежды, музыка и оружие.

В девятый месяц - третий месяц осени те же самые одежда, музыка и оружие, из деревьев это сакура японская.

Десятый месяц - первый месяц зимы, северный дом, одежда черного цвета, бьют в каменные би ло, из деревьев - это сандал, из видов оружия - это щит.

В одиннадцатый месяц, средний месяц зимы, северный дом, те же самые одежды, музыка и оружие, из деревьев - это финик.

В двенадцатый месяц, последний месяц зимы те же самые оружие, музыка и одежда, из деревьев - это дуб острейший. И если говорить с точки зрения установлений по временам, то необходимо обязательно соблюдать все эти вещи".

В трактате "Чжоусские чиновники" (Чжоу Гуань) говорится, что весной делают жертвоприношения названием "му чхэнь" с принесением в жертву самца, используют для этого лук. Летом делают квадратные жертвоприношения, для этого делают, используют алебарду. В жертву самку, для этого используют меч. Зимой приносят жертву в укрытие, для этого используют щит. Таким образом, используют оружия, которые должны соответствовать пяти энергиям".

В "Записях и схемах" (Лу Ту) говорится: "Государь, который принимает энергию дерева в управлении, ориентируется на синий цвет, он исправляет область шеи, украшает волосы и люди его длинные телом и широкие плечами. Он продвигает доброту. Длинное все соответствует дереву, а доброта - это природа дерева. Совершенствование приводит к тому, что травы будут обильными, будут родиться благодатные хлеба, у птиц не будут нестись яйца, в которых нет птенцов. Это все указывает на силу энергии Дерева. Если теряется эта энергия, тогда нарушается порядок звезд, тогда нарушается порядок цветов, тогда не поднимаются рис и хлеба, тогда народ гибнет в большом количестве. Дерево вырастает и выходит наверх, оно встречает разрушение почвы, и тогда люди умирают от того, что их придавливает.

Если же государь управляет, основываясь на энергии Огня, то люди имеют больше в коже красный оттенок, с большими глазами, так как знак ЛИ - это глаза, поэтому и большие, и они ясные зрением. Такие люди будут с острой головой, длинной талией, будут быстрыми и резкими, и у них будет поощряться сыновняя почтительность. Длинная талия берет за образец знак ДУЙ, скорость и быстрота реакции - это природа Огня. Знак ЛИ - это солнце, на солнце есть птица, а птица соответствует почтительности.

Если это правильно делается, тогда одаренные люди вступают в должности, и тогда управление будет справедливым и благим. Тогда будут появляться хорошие скакуны и будут приходить узорные лисы. Скакун - это энергия Огня. И если Огонь накапливается, то это хорошо, и поэтому и приходят. Появляются также лисы. А если теряется, тогда летом будет греметь гром. А солнце - это семя Огня, сущность Огня.

Если теряется, тогда изменяются животные. Дождь соответствует почве, и поэтому это образ затемнения света и ухода ясности.

Если государь принимает в своем правлении энергию почвы, тогда он покрывает свою голову, голова большая, ибо поверхность и покрытие это Почва, и люди у него будут с широкими плечами и большими ногами; будут склонны к смешливости, будут любить танцевать.

Широта и величие символизируют Почву, и поэтому они будут легко жить и вольготно. Если все делается хорошо, тогда сладкие росы выпадают и благодатные источники проявляются, соответствуя благости управления.

Если же теряется порядок управления, тогда появляются вредные насекомые, тогда постоянно идут дожди и сильные ветры, тогда туман и смута. Все это возникает, потому что нарушается энергия почвы. Поэтому идут поверхностные изменения.

Если государь берет энергию металла, тогда люди будут белого цвета, у них будут узкие плечи, лицо квадратное, покрытое волосами. У людей будет белая шея, они будут длинными и большими и они будут склонны к справедливости, потому что все это энергия металла.

Если правление правильное, тогда будут появляться светящиеся жемчужины, и будут отовсюду привозить жемчуг и раковины, ибо металл по своей применимости действует через твердую энергию, и он способен контролировать людей, которые находятся далеко и поэтому издалека приносят дары.

Если теряется правильность в управлении, тогда летят огни, тогда звуки с неба, тогда землетрясения с трещинами, тогда разливаются реки, рушатся горы, появляются порочные люди, тогда животные и разные твари будут нести беды. Огонь способен преодолевать металл.

И если металл неправильно действует, тогда появляется Огонь, который наказывает. Поэтому летящий Огонь.

Если государь использует энергию Воды, то люди будут черного цвета с большими ушами.

Знак КАНЬ гуа - это уши, он управляет энергией Воды одаренности и мудрости, поэтому большие. Этот народ будет чуткий слухом, так как знак КАНЬ - это Вода, и он из отверстий соотносится с ушами, поэтому и чуткость. Если правильное управление, тогда приходят благовещие облака, тогда драконы и черепахи покрыты правильными узорами, ибо все это есть вещие благие знаки энергии Воды.

Если же неправильно управляется, тогда появляются разные вредные насекомые, исчезает луна, и люди много тонут. Возникает избыточность дождей, и все это есть неправильное действие энергии Воды. И поэтому если делается ясное правление, которое приводит к порядку, то оно не нарушает энергии Пяти Движений, и таково полное объяснение.



Глава из текста "Пять движений". Перевод Бронислава Виногродского

ОБЩЕСТВО

Опрос: 

В чём Ваши цели и ценности?





Знаете ли вы


"Кун-фу - это не война. Ты знаешь, что должен выиграть, но выиграть у самого себя." Брюс Ли.