cайт Бронислава Виногродского


Кулак, защищающий сердце


Друзья, читайте перевод описания упражнений из книги мастера тай-цзи цюань Чэнь Синя.



Первая позиция: Толчение в ступке алмазным пестиком (цзинь ган дао дуй)

Другое название: Кулак, защищающий сердце (ху синь цюань)







Описание положений тела



Верхний ряд надписей:

1. Запястье левой руки смотрит вверх, оно вверху и внизу ориентировано на линию кончика носа.

2. Левый локоть опущен вниз. Необходимо иметь намерение слегка тянуть его книзу.

3. В сердце должны быть гармония и мир, ибо, когда сердце мирное (вариант: ровное), тогда Ци спокойное. Когда сердце мирное, тогда Ци гармоничное.

4. Левое плечо расслабленно опущено, нельзя допускать, чтобы оно приподнималось.

5. Глаза не должны смотреть по сторонам, ибо, если глаза смотрят по сторонам, тогда в сердце рождаются смутные устремления (вариант: хаотические намерения).

6. Семя и дух всего тела полностью привязаны к макушке, потому возникает энергетическое усилие ЦЗИНЬ в макушке (комментарий: термин ЦЗИНЬ я передаю здесь как энерегетическое усилие, хотя мне привычней говорить наработка. При этом я отдаю себе отчёт, что и тот и другой варианты перевода не являются точными. Кто делает и практикует, постепенно наполняет правильным ощущением пустую форму любого словосочетания или слова). При этом движение вверх вроде как и есть, а вроде как и нет его.

7. Уши не должны ничего слушать, ибо, если уши не слушают, тогда сердце концентрируется.

8. Голова помещается ровно и прямо.

9. Правое плечо расслабленно опущено вниз.

10. Правый локоть ориентирован вниз, нельзя допускать не малейшего намерения поднимать его вверх.

11. Правый кулак падает в левую ладонь и отстоит от груди на пять - шесть цуней.



Средний ряд надписей:

1. Всё Ци собирается в ДАНЬ ТЯНЬ.

2.Энкергетическое усилие ЦЗИНЬ поясницы предпочтительно ориентировать в низ, и в ней должны быть твёрдость и полнота.



Нижний ряд надписей:

1. Левое колено немного согнуто, ибо в противном случае не будет раскрытия в паху.

2. Правая и левая ноги помещаются ровно и параллельно. Ноги (стопы) стоят так, что точки ПУ-ШЭНЬ, ДА-ЧЖУН, ИНЬ-БАЙ, ДА-ДУНЬ с небольшим усилием давят на землю.

3. Яички с обеих сторон помещаются таким образом как это определяется в выражениях “в паху ценится округлость и пустота”. Так что нельзя допускать нажимания и сдавливания.

4. Правое колено немножко согнуто, ибо в противном случае не будет раскрытия в паху.

Обычно ориентация в пространстве во время боя определяется конкретной пространственной ситуацией, и нельзя привязываться к определённому направлению и занимать определённое место. Однако и Полярная звезда и Большая медведица располагаются на севере. Поэтому изучающий должен в сердце своём ориентироваться туда, чтобы быть в контакте с Небесной пружиной ТЯНЬ ЦЗИ. Тогда внутреннее дыхание ЦИ в человеке будет иметь настоящий контроль. Поэтому на данной схеме человек стоит лицом на север, спиной на юг. Справа восток, слева запад. Таковы критерии, по которым строится идеальное позиционирование.

То, что определяет небесный поток ДАО - это ИНЬ и ЯН. То, что определяет земной поток ДАО - это мягкость и твёрдость. То, что определяет человеческий поток ДАО - это человечность и осознание.

Стопы вмещают (вариант: воплощают) тяжесть (вариант: вес). Руки вмещают почтительность. Голова вмещает прямоту. Глаза вмещают строгость. Сидишь, как ритуальная статуя, стоишь, как свершающий богослужение.

Конфуций говорит: Если не ритуал, не смотри. Если не ритуал, не слушай. Если не ритуал, не двигайся. Если не ритуал, не говори. Когда занимаешься искусством боя, всегда будь осмотрителен и осторожен, во всём руководствуйся циркулем и угольником, всё оценивай здраво. Пусть циркуль и угольник, правила и мерила присутствуют всегда в процессе смотрения, слушания, говорения, движения.

Когда ты не занимаешься искусством боя сердце должно быть ровное, дыхание ЦИ гармоничное. Всё должно воплощать образ всеобъемлющего единого дыхания ЦИ великого предела. Когда ты собираешься применять искусство боя, дух ШЭНЬ должен быть безмятежным, дыхание ЦИ спокойное. Дыхание и дух доходят до рук и ног, управляя ими. Только когда начинается действие, тогда появляется подвижность и освобождённость, отпускается процесс. Но нужно ценить ровное движение В практике ТАЙ ЦЗИ ЦЮАНЬ нужно всегда следовать естественному движению Небесной Пружины ТЯНЬ ЦЗИ, которое выражается в соблюдении ритуала (В искусстве боя всегда есть небесный закон и естественная мера ритмов.)

Ритуал гласит, что дыхание ЦИ ленивой инертности не должно проникать в тело. Ведь если оно попадает в организм, тогда в движениях происходит нарушения соответствия циркулю и угольнику (вариант: мерилам и правилам (примечание: они становятся несоразмерными), и тогда начинают появляться множество болезней.

В ритуале правит осторожность. В музыке правит согласие. Если способен сохранять осторожность и согласие (вариант: согласованность), то в этом случае сможешь учиться искусству ТАЙ ЦЗИ ЦЮАНЬ.

Ещё говорят, что ТАЙ ЦЗИ ЦЮАНЬ - это одно из искусств. Если следовать наставлениям мудреца, то установленные правила слишком строгие. Хотя мудрые и даровитые занимаются практиками наработок, тем не менее, это искусство не является обязательным. У меня другая точка зрения. Ведь занимаясь искусством боя, тем самым тоже исправляешь (вариант: совершенствуешь) себя. Выправляешь и сохраняешь природу и судьбу. Таково данное учение. Мэн Цзы говорил, что только при использовании циркуля и угольника можно достичь совершенства квадрата и круга.

Весь Поток ДАО ТАЙ ЦЗИ ЦЮАНЯ с самого начала до конца не выходит за пределы значения иероглифа “осторожность” (варианты: почтительность, осмотрительность) (примечание: именно этим знаком определяется сущность ритуала, в котором нельзя допускать неосознанных движений, ненужных для совершения данного конкретного действа целей). Если способен быть почтительно-осторожным, тогда концентрируешь своё сердце-сознание и направляешь волеустремления на то, чтобы из хаотических энергий, обитающих в твоей груди придти правилам и дисциплине, существующим в искусстве боя. Более подробно, одно за одним все эти правила будут изложены в дальнейшем тексте.



1. Схема расположения слева ЯН, справа ИНЬ







Это схема вращательного движения рук и ног в первом положении ШИ (вариант: стойке, позиции, упражнении). Левая рука соответствует ЯН. Это внутренний круг. Это круг (вариант: кольцо, по которому происходит движение левой руки и левой ноги. Правая рука соответствует ИНЬ. Это внешнее кольцо. По этому кольцу осуществляется движение правой руки и правой ноги. Это вращение осуществляется не поочерёдно. В действительности движение осуществляется вместе. Левая рука движется немного впереди (вариант: раньше), а правая рука немного позади (вариант: позже) Левая рука внутри, правая рука снаружи. Движение механизма таково, что сначала ЯН, потом ИНЬ. В этом упражнении ЯН движется внутри, а ИНЬ снаружи. В этой схеме заключён смысл соития ИНЬ и ЯН множества предметов, а применяется это всегда одинаково.



2. Схема, иллюстрирующая механизм движения дыхания ЦИ







1. Левая рука. 2. Правая рука. 3. Полководец. Сердце. 4. Чистое дыхание ЦИ. 5. Передаёт приказ. 6. Мысль-намерение (вариант: внимание). 7. Поднимается вверх. 8. Место, куда приходит и где остаётся дыхание ЦИ всего тела. 9.Подобно лагерю, где находятся бойцы и лошади. 10. Киноварное поле ДАНЬ ТЯНЬ. 11. Точка ХУЙ ИНЬ. 12. Опускается вниз. 13. Грязное дыхание ЦИ. 14. Левая нога. 15. Правая нога.

Текст к рисунку:

Мэн Цзы говорил: Воля (вариант: волеустремление) - это полководец, который ведёт дыхание ЦИ. Дыхание ЦИ - это то, что наполняет тело. Сердце подобно генералу, а дыхание ЦИ подобно солдатам. Как только генерал отдаёт приказ, все бойцы послушны повелению. Чистое дыхание ЦИ поднимается вверх. Оно движется в руках. Мутное дыхание ЦИ опускается вниз, оно движется в ногах. Дыхание ЦИ движется доходя до кончиков пальцев, и лишь там останавливается. В движении вверх и вниз дыхание ЦИ уподобляется двум разным поводьям, но на самом деле единое дыхание ЦИ пронизывает всё.



Изображения рук: Показаны внутренняя (2) и внешняя (1) поверхности рук.







(1) На данной схеме внутреннее энергетическое усилие НЭЙ ЦЗИНЬ идёт из плеч по предплечью и доходит до ногтей на пальцах.

(2) На этой схеме внутреннее усилие НЭЙ ЦЗИНЬ идёт от подушечек пальцев и принимается подмышечной впадиной, плечом и предплечьем. На первой схеме показано выходящее усилие, а на второй схеме - это входящее усилие.

(1) Усилие руки направляется из сердца и идёт в плечо, проходит локоть, доходит до пальцев. Это техника закручивания нити по потоку. Из костей оно достигает мышц и кожи. От плеча оно доходит до пальцев. Это выходящее семя. (2) От пальцев оно доходит до плеча. Это техника обратного закручивания нити. То, что называется входящее семя - это когда натягиваешь и оно приходит. Это вынуждает противника приблизиться ко мне.



Схема узости в паху







1. Поперечная кость. 2. Именно так осуществляется округлость в паху, ибо сжатие (вариант: узость) совершенно недозволительно.

Текст под рисунком:

Усилие в обеих ногах идёт от кончиков пальцев ног, побуждая подниматься закручивание нити вверх. Проходит лодыжку, проходит колено, доходит до основания (вариант: корня) бедра Промежуток между основаниями бёдер называется пах. Это, по сути, точка ХУЙ ИНЬ (место собирания ИНЬ). После того, как стопа начинает двигаться, вся нога давит на землю. Движение постепенно доходит до пальцев, проходит точки ТУН ГУ, ДА ЧЖУН, внешнюю сторону голени, доходит до точки ИНЬ БАЙ, ДА ДУНЬ, ЛИ ДУЙ. И без малейшего преувеличения, на самом деле давит (вариант: наступает) на землю.

Что значит ЦЗИНЬ ГАН ДАО ДУЙ или Ступка для толчения алмаза (вариант: алмазная ступка)? Алмаз (примечание: это также транслитерация санскритского термина ваджра) - это имя духов ваджры. Алмаз подобен семени. Метал переплавляется сотню раз, становясь всё твёрже и твёрже. То, что держит рука, это пестик, укрощающий нечисть. А ступка для толчения - это такой инструмент, в котором размельчают зерно с помощью пестика. Правая рука ударяет вниз, подобно пестику для укрощения нечисти. Левая рука чуть-чуть согнута, подобно ступке. То есть берётся крепость и твёрдость, которая всей тяжестью опускается вниз, также берутся обе руки, которые собираются в одном месте, таким образом защищая сердце. Потому такое название.

В искусстве кулачного боя центральная граница (вариант: срединная линия) проходит по носу. Левая рука отвечает за левую половину тела, а правая рука отвечает за правую половину тела. Каждая нога следует за соответствующей ей рукой. Сердце и тело не способны управлять дыханием ЦИ. Когда делается легчайшее движение рукой, то она приводит в движение локоть, локоть приводит в движение предплечье. Дыхание ЦИ, которое содержится в руке (примечание: имеется в виду рука до кисти), приводит в движение только руку и предплечье, не выходя за их пределы. Ибо если оно выйдет за их пределы, тогда потеряется твёрдость. Каким образом совершается движение верхней части руки, так же, следуя этому движению, совершается движение нижней части руки. Верх и низ следуют друг за другом. Между ними совершается естественное (вариант: самопроизвольное) движение. Всё следует ему, создаётся единое дыхание ЦИ, которое проницает всё. Верхняя часть должна быть прямая и ровная. Обе руки свисают вниз. Ноги стоят ровно. Колени немного подогнуты В паху энергетическое усилие ЦЗИНЬ приводит к раскрытию и пустоте. Когда пах раскрывается, тогда дыхание ЦИ сердца приходит в движение. Раньше начинает вести левая рука, в результате чего приподнимается левая нога и продвигается вперёд на пол шага. Затем начинает вести правая рука, которая приводит в движение правую ногу. Правая рука движется снизу и по внешней стороне левой руки описывает круг, поднимаясь вверх. Обе руки движутся одновременно по кругу. Описывают один круг, и правая рука опускается в центр ладони левой руки. Рука и сердце останавливаются и фиксируются вместе. Правая рука и правая нога пустые. Пустота крепко удерживается и не упускается. Левая рука и левая нога полные. Нога действительно ступает на землю, подобно тому, как почва бросается (вариант: кладётся) на Землю. Точка бай-хуй управляет всем телом. Она должна посылать чистое дыхание ЦИ вверх, а грязное дыхание ЦИ направлять вниз. Каким образом чистое дыхание ЦИ поднимается вверх. Если в сердце нет покое, то дыхание ЦИ не может успокоиться. Мутное дыхание ЦИ должно опускаться вниз к ногам. Когда упражнение полностью завершается, тогда чистое дыхание ЦИ из верхней половины тела направляется в ДАНЬ ТЯНЬ. Как только дыхание ЦИ сердца направляется вниз, то всё дыхание ци тела тоже не может не направиться вниз. В ТАЙ ЦЗИ ЦЮАН-е с начала до самого конца только это единственное упражнение является техников выпрямления тела (вариант: образцом прямого тела). Оно прямое и строгое. Пустота и полнота, мягкость и твёрдость, верх и низ, все четыре стороны, всё, что человек может ощутить, должно соответствовать этому. Поэтому оно и оправляет множеством. Оно делается главным, воплощая основные принципы. Наполняющее дыхание ЦИ в пространстве движется по кругу, свободно циркулируя широким потоком, не застаиваясь ни в одном месте. Каждое отдельное упражнение всегда сводится к образу дыхания ЦИ великого предела ТАЙ ЦЗИ, которое вращается во всём. У него нет материального воплощения, концы и начала которого можно найти и ощутить, на которое можно показать. Иногда оно как бы и останавливается, но внутри движение не прекращается ни на мгновение. Именно поэтому великий предел и является великим пределом.

В основаниях бёдер должно быть раскрытие, пах раскрыт. Это не связано с определённой величиной раскрытия. Даже если существует тончайшее раскрытие толщиной в нить, оно всё равно уже считается раскрытием. Так как если из сердца приходит намерение раскрытия, то и пах тут же раскрывается. А если не способен производить раскрытие в паху, то даже если ноги расставишь на три ЧИ, всё равно не будет никакого раскрытия. Изучающий должен относиться к этому требованию чрезвычайно внимательно.

Поток ДАО кулачного боя не выходит за пределы одного круга (вариант: витка). Круг бывает прямой, а бывает косой. Бывает левый, бывает правый. Бывает медленный, бывает быстрый. Бывает ИНЬ-ский, бывает ЯН-ский. Бывает с формой, бывает без формы. Все круги обуславливаются упражнением, выполняемым в данный момент, но движение идёт по кругу, никогда не останавливаясь. Человек рождается, обретая дыхания ЦИ ИНЬ и ЯН, а тело моё - это великого предела ТАЙ ЦЗИ. И бесформенный (вариант: бестелесный, не имеющий воплощения) Великий предел управляет великим пределом, обладающим формой. Человек, всегда осознавая это, приходит к тому, что Великий предел, обладающий формой, движет бесформенный Великий предел, и при этом, наоборот, ведёт себя искусственно и претенциозно. Почему он не руководствуется своей естественной природой. Такой человек знает только об упражнении дыхания ЦИ, но не знает о естественном типе движен6ия. Ведь вот ещё, глаза человека днём открыты, а ночью закрыты. То, что одно открытие сменяет одно закрытие, является естественным открытием и закрытием Великого предела. В искусстве боя подъём и опускание, смыкание и размыкание разве могут происходить не из Великого предела? Только если человек, занимаясь, не замечает этого.

В искусстве боя разве можно не применять дыхание ЦИ? Ведь если дыхание ЦИ не действует, тогда откуда будет брать начало любое движение во всём теле. Однако для того чтобы истинно вскармливать без нанесения вреда, это дыхание ЦИ должно быть предельно великим, предельно твёрдым. А обычные люди не знают этого и всегда считают, что это мягкое искусство. Они совершенно не осознают, что возможность применения нарабатывается посредством бесконечного количества упражнений и тренировок, в результате чего приходят к мягкости. Мягкость используется для того, чтобы создать твёрдость. Мягкость и твёрдость не обладают материальным воплощением (вариант: не имеют признаков), которое можно увидеть. Когда обращаешься к внешнему, то созерцание показывает, что оно похоже на мягкость. Потому данное искусство и называется мягким. Но разве это так? Ведь о мягкости говорят, противопоставляя её твёрдости, и на основании этого определяют данное искусство. Нельзя именовать его мягким, нельзя именовать его твёрдым. Можно определять его именем Великий предел ТАЙ ЦЗИ. Великий предел - это, когда твёрдость и мягкость, будучи предельными, смешиваются в бесформенном. Таковой является наработка, но достичь в ней успеха в большинстве случаев трудно. Ибо успех обретается только в том случае, если человек сохраняет прямоту в сердце, не проявляет небрежности, имеет помощь и поддержку.

С первого до последнего упражнения все схемы изображают искусство боя при наличии телесной формы. Но из телесной формы нужно приходить к созданию бесформенного. Тогда пружина (вариант: механизм) сердца проникает в тончайшее, в результате чего приходишь к отсутствию сердца. Лишь после этого можно говорить, что искусство боя стало явленным и его можно увидеть. Искусство боя в моём сердце. В моём сердце находится небесная пружина, которая движет поток, который бурлит и струится там, где происходит касание. Это и есть искусство боя, а не то действие, которое считается в обществе искусством боя. Это искусство, которое исчезает только вместе с телом. Тому, кто не знает это, трудно практиковать бой. Трудно на схемах изобразить упражнения, в которых выражается механизм спонтанного действия Великого предела. Существует дыхание ЦИ и закон ЛИ. Если в дыхании ЦИ нет ЛИ, то ему нечего переносить в себе. Существует закон ЛИ и дыхание ЦИ. Если в законе ЛИ нет дыхания ЦИ, то ему нечем будет действовать. ЦИ неотделимо от ЛИ, а ЛИ неотделимо от ЦИ. ЛИ и ЦИ из единицы образуют двойку, а из двойственности опять образуется единство. Тысячи изменений, десятки тысяч превращений, соединяясь и переплетаясь, не истощаются. Поэтому до конца жизни в практике невозможно исчерпать это постижение. Изучающий должен прикладывать старания. Сердце является хозяином всего тела. Почки - это источник природы и судьбы. Необходимо очищать сердце и сокращать желания. Таким образом, питают почву, в которой содержатся корни и основы. Если ей не наносят вреда и ущерба, тогда корни становятся прочными, в результате чего ветви и листья становятся пышными. И среди десяти тысяч дел это является самым важным.



Обобщающие рассуждения



Когда есть чистый ИНЬ, а ЯН отсутствует, то это мягкие руки. Когда есть чистый ЯН, а ИНЬ отсутствует, то это твёрдые руки. Если на один ИНЬ приходится девять ЯН, то получится твердолобый нахал. Если на два ИНЬ приходится восемь ЯН, то получается задира. Если на три ИНЬ приходится семь ЯН, то будет чувствоваться твёрдость. Если на четыре ИНЬ приходится шесть ЯН, то появляется хороший боец. И только если на пять ИНЬ приходится пять ЯН, тогда нет отклонения ни в ИНЬ, ни в ЯН, и это определяется как чудесные руки. Если чудесные руки применяют своё искусство, то тут же видно, как в пустоте и отсутствии формы проявляется Великий предел.

На каждое упражнение можно истратить и много тысяч слов, но не сможешь всё равно полностью выразить его тайну так, чтобы она проявилась во всём теле. Способы выражения словами могут быть очень чёткими, как будто бы выразить это легко. Но трудность заключается в накоплении мастерства ГУНФУ, а самое трудное - это длительность ГУНФУ. Есть такая поговорка: Прозанимаешься практикой боя 10000 раз, и волшебный закон сам проявится в тебе наверняка.



Основания для образа:



Во всём упражнении ЦЗИНЬ ГАН ДАО ДУЙ ИНЬ и ЯН соединяют свои потенции ДЭ, и сгусток изначального Дыхания ЦИ великого согласия, который находится в груди, распространяется по всему телу. Предельная мягкость и предельная твёрдость на самом деле полностью воплощают в себе напряжённость знака ЦЯНЬ и податливость знака КУНЬ, которые соответствуют уровню его покоя. ИНЬ и ЯН существуют в отсутствии признаков, которые можно было бы ощутить, но когда они начинают движение, то видимое как предельная мягкость на самом деле является предельной твёрдостью, а видимое как предельная твёрдость на самом деле является предельной мягкостью. Именно это и определяется как соединение Потенций ДЭ ИНЬ и ЯН. Поэтому основой для образов являются ЦЯНЬ и КУНЬ ГУА.



ЦЗИНЬ ГАН ДАО ДУЙ:



1. ЦЗИНЬ ГАН ДАО ДУЙ собирает-удерживает семя и дух ЦЗИН ШЭНЬ (это значит, что всё тело пребывает в состоянии погружения в безмятежную неподвижность изначального состояния). Вверху и внизу, во всех четырёх сторонах пребывает ещё не проявленная потенция изменений и превращений сгибания и разгибания (вариант: сокращения и вытягивания) - говорится о возможности сдерживать и отпускать открытие и закрытия. Изначальность движения великого предела пребывает в отсутствии тела.

2. Когда всю жизнь пребываешь в отсутствии дел, тем самым вскармливаешь великую гармонию ТАЙ ХЭ. Всё расцвечено изящным узором возможного проявления. Яшмовый пестик небесной алмазной ступки опустится добром в людской мир, чтобы укротить нечисть.

3. Не духи ваджры укрощают всю нечисть и грязь. Кто осмелится помешать великому открытию и великому закрытию возвратиться в отсутствие проявлений. Это может быть только великий дух совершенной мудрости.

4. Вовне охраняй господина-правителя, внутри оберегай целостность тела. Положись на истинные семя и дух Великого предела, внутри которого смешаются и сладость и горечь. Пройди через всё это, и не опозоришься даже перед самым лучшим человеком.

5. Сначала левое, потом правое. Нет ничего необычного. Один раз движение, один раз покой. Таковы облавные шашки. Окружая, достигаешь гор и проходишь воды. А когда не остаётся больше места, неожиданно делается такое упражнение, которое позволяет провести различие между слабостью и силой.

Точка бай-хуй находится на макушке. Точка инь-бай находится на большом пальце ноги. Точка да-дунь находится на втором пальце ноги. Точка ли-дуй находится на втором пальце ноги. Точка цяо-инь находится на четвёртом пальце ноги. Точка чжи-инь находится на мизинце на ноге. Точка тун-гу и точка да-чжун находятся на пятке. Все эти восемь точек упоминаются в тексте.

Опрос: 

В чём Ваши цели и ценности?





Знаете ли вы


Керамические, а затем и фарфоровые изделия появились в Китае около 10 тыс. лет назад. Сейчас фарфор - символ китайской культуры.