cайт Бронислава Виногродского


Рассуждение о людях






Предлагаем вашему вниманию главу "Рассуждения о соотнесении людей с пятью движениями" из текста "Пять движений". Перевод Бронислава Виногродского.



В тексте "Записи о ритуалах" говорится: "Человек - это есть качество силы Неба и Земли, это есть соединение Инь и Ян, это есть место сосредоточения духов и богов, это есть тончайшая энергия пути движений".

В тексте даосского трактата "Вэнь-цзы" говорится: "Человек - есть сердце Неба и Земли, есть начало Пяти Движений. Тем самым он принимает энергию Пяти Движений Неба и Земли, рождаясь, является хозяином множества предметов, соотносится с двумя инструментами сознания, создает три материала. И в зависимости от того, сколько он принимает энергии какой стихии, определяются его характеристики.

Если энергии Дерева в нем много, то по природе своей он усерден, прям, верует себя добротой.

Если много энергии Огня, то по природе своей он яростный, горячий и возглавляет ритуалы.

Если в нем много энергии Почвы, то по природе своей он щедрый, мирный, обладает верой.

Если в нем преобладает энергия Металла, то по природе своей он твердый, решительный и соотносится со справедливостью.

Если в нем много энергии Воды, то по природе своей он глубокий, скрытный и предпочитает разумность.

А в соединении смешения Пяти энергий, создает в целом личность человека. Если энергия чистая и тонкая, тогда человек будет гармоничным, красивым и мирным. Если же энергия мутная и темная, тогда человек будет глупым и грубым".

В тексте Лао Цзы говорится: "Тончайшие энергии Инь и Ян создают человека. Энергия бывает плотной и тонкой, но если обретается согласие и уравновешенность, тогда она питается жидкостью, и в человеке рождается мудрость, которая происходит из почек, если же эта энергия спутанная, смешанная, мутная и низкая, тогда рождается человек, который стремиться лишь к алчности и разврату".

В тексте "Книга о судьбе в карьере" (Лу мин шу) говорится: "Человек Металла, твердый и сильный, полагается на себя. Человек Дерева любит украшения и изящество. Человек Воды - открытый, общительный, умный и мудрый. Человек Огня превозносит себя высоко и по характеру резкий. Человек Почвы - верный, надежный и прямой".

В "Книге династии Чжоу" (Чжоу шу) говорится: "Человек, входя в соотношение с десяткой, рождается. На Небе Пять Движений, на Земле Пять Движений в сумме дают десятку. Небесные Пять Движений - это пять постоянств, Земные Пять Движений - это пять органов сокровищниц, поэтому в Переменах говорится: "На небе создаются образы, на Земле создается форма".

В тексте "Семейные поучения" (Цзя Юй) говориться: "На небе - единица, на земле - двойка, в человека - тройка. Тройка и тройка дают девятку. Девятка и девятка дают восемьдесят один. Единица управляет днем солнцем, количество дней-солнц десять, поэтому человек рождается через десять месяцев".

В тексте "Вэнь-цзы" говорится: "Человек принимает в себя превращения Неба и Земли, и рождается. В первый месяц в нем рождается, формируется жир. Во второй месяц формируются каналы. В третий месяц в нем формируются полости. В четвертый месяц в нем формируются плоть. В пятый месяц в нем формируется сухожилия. В шестой месяц в нем формируются кости. В седьмой месяц в нем завершается форма. В восьмой месяц он приходит в движение. В девятый месяц начинает проявлять активность. В десятый месяц рождается.

Когда формируется форма и скелет, то одновременно и формируется и пять органов-цзан. Вовне есть поверхностная, в средине есть внутренняя. Голова круглая и берет за образец Небо, ноги квадратные берут за образец Землю. В небе есть четыре времени, пять движений, девять звезд, 360 дней. Человек также имеет четыре конечности, пять органов, девять отверстий, триста шестьдесят сочленений. На небе есть дождь, холод и жар. В человеке есть довольство, гнев, печаль, радость".

В тексте "Хуай Нань-цзы", а так же в тексте "Вэнь-цзы" говорится: "Желчный пузырь соответствует облакам, Легкие соответствуют воздуху. Селезенка соответствуют ветру. Почки соответствуют дождю. Печень соответствует молнии. Таковы соотнесения с небесными явлениями. Сердце является хозяином, а уши и глаза - это Солнце и Луна. Энергия и кровь - это ветер и дождь.

В трактате "Вопросы о простейшем" говорится: "Человек берет за образец Небо и Землю, таким образом, совершенно мудрый человек наверху соотносится с Небом, воспитывая голову, а внизу соотносится с Землей, питая ноги. В центре он соединяется с человеческими делами, из которых питает пять органов-цзан. Небесная энергия сообщается с легкими, земная энергия входи через пищевод, энергия ветра сообщается с печенью, энергия грома сообщается с сердцем, энергия злаков сообщается с селезенкой, энергия дождя сообщается с почками. Шесть каналов - это реки, кишечник и желудок - это моря, девять отверстий - это воды. Берутся за образец связи времени на небесах, и применяются узоры разумных соотношений на земле. Таким образом, можно избавиться от катастроф и бед".

В тексте "Цзо Цы Сян Цзюэ" говорится: "У человека голова круглая, потому что берется за образец Небо, ноги квадратные, потому что берут за образец Землю, левый глаз - это Солнце, правый глаз - это Луна, левый дракон - это синий дракон, правая бровь - это белый тигр, нос - это дух Гоу Чженя. Нижняя часть - это красная птица, Говорится, что спереди находится птица, а сзади темный воин, слева - синий дракон, справа - белый тирг. Речь идет о четырех конечностях, голова - это Гоу Чжень, ибо она является хозяином тела, то, что позади левого уха, это гора Тай Шань, что позади правого уха - это гора Хуа Шань, лоб - это гора Хэн Шань, макушка - это другая Хэн Шань, нос - это гора Сун Шань".

В тексте "Сян Ми Цзюэ" говорится: "Лоб - это гора Хен Шань, голова - это гора Хен Шань номер два, нос - это гора Сун Шань, брови - это гора Тай Шань, челюсти - это гора Кунь Лунь. Два инструмента сознания символизируют Небо и Землю, три уровня лица символизируют три ипостаси, четыре канала символизируют четыре времени, пять органов символизируют пять движений, шесть органов-фу символизируют шесть вибраций, семь врат символизируют семь звезд, семь сочленений символизируют восемь ветров, девять отделов символизируют девять областей, десять пальцев символизирует десять дней, двенадцать качеств символизирует двенадцать месяцев".

В тексте "Семейные наставления" (Цзя юй) говорится: "Человек, когда рождается в течении первых трех месяцев имеет немного затуманенное зрение. Потом глаза начинают видеть. В восемь месяцев рождаются зубы, потом он уже может есть. Проходит год и у него крепнут мышцы на ногах, он способен ходить. В течении трех лет закрывается темечко, и он способен разговаривать. Когда инь истощается, он превращается в Ян, поэтому Инь через Ян превращается, а Ян, когда истощается превращается в Инь, поэтому Ян через Инь трансформируется. Таким образом, у мальчика в восемь месяцев рождаются зубы, а в восемь лет у него происходит смена зубов. В шестнадцать лет у него открывается семенной канал, после этого он способен преобразоваться. У девочки в семь месяцев рождаются зубы, и в семь лет они меняются. В четырнадцать лет происходит трансформация. По ритуалу, в двадцать лет мужчина надевает шапку совершеннолетия и отсюда начинается его жизнь взрослого человека и отца. Девочка в пятнадцать лет ставит заколки во взрослую прическу, и может быть выдана замуж. И становится на путь взрослой матери". Таким образом, с точки зрения больших чисел, Пяти движений Неба и Земли обстоит ситуация.

В тексте "Вэнь-цзы" говорится: "В древности Чжун Хуан Цзы говорил, что на Небе есть Пять движений, на Земле есть пять вершин. В голосе есть пять звуков, вещи обладают пятью вкусами, цвет распределяется по пяти видам узоров, у человека есть пять видов позиций. Таким образом, в пространстве неба и земли есть двадцать пять типов людей. Высший - Шэнь Жэнь - Божественный человек; Чжэнь Жэнь - истинный человек; Дао Жэнь - человек пути; Чжи Жэнь - предельный человек; Шэнь Жэнь - мудрый человек - это пять степеней человека, обладающего качеством силы. Далее, Сянь Жэнь - одаренный человек, Шань Жэнь - добрый человек, Чжун Жэнь - уравновешенный человек; Бянь Жэнь - различающий человек - это средние пять степеней людей, обладающих добротой.

Далее идет человек ритуальный, человек с верой, человек справедливый, человек с разумом - это пять людей, которые способны служить. Далее идет обычный человек, крестьянин, торговец, ремесленник, служивый, человек толпы, маленький человек, гневливый человек, глупый человек, тупой человек.

Совершенномудрый человек глазами видит, ушами слышит, ртом говорит, ногами ходит. Истинный человек не смотрит, а все видит ясно; не слушает, а во всем чуток; не говорит, а изрекает; не движется, а ему следуют. Таким образом, человек мудрости, совершает движение в Поднебесной, а истинного человека почти невозможно встретить. Одаренный человек изменяет и выправляет легкие нравы, и совершенномудрого человека он не может увидеть. Так называемый человек пути - это тот человек, у которого нет ничего ни спереди, ни позади, ни слева, ни справа и все множество предметов - это общая тайна. И нет у него ни правды, ни неправды. О выше приведенных пяти типах людей Конфуций говорит так: "Там где не возможно провидеть Инь и Ян - определятся как божественный статус". Цзен Цзы говорит: "Тончайшая энергия Ян - это дух-шэнь. Дух-шэнь через волшебную разумность осуществляет осознанность. Когда говорится о волшебной разумности, то говорится, что она озаряет подобно духу, поэтому и называется человек духовный".

Конфуций говорит: "Яо обладал разумностью подобно Богу. Истинный человек по природе своей смыкается с путем, наличие у него подобно отсутствию, полнота подобна пустоте. Он ясно видит чистую и простую структуру всего и предельно отказывается от всего, прибывая в отсутствии осуществления. Поэтому называется истинный человек.

Человек пути, как говорит Конфуций, имеет великое качество силы, подобное небу и земли. А его мера подобна солнцу и луне. И никто не способен его постичь, - он имеет такое качество силы и меру, поэтому называется человек пути.

Предельный человек, достигший человек, рассматривает самыми простыми элементами составляющие его мир истинности и прямоты. И он удерживает единое не изменяясь. Ни добро, ни зло не способны совратить его с пути; ни позор, ни слава не способны сдвинуть его сердце. Поэтому он называется достигшим человеком.

Совершенномудрый человек - это тот, о котором в "Семейных установлениях" говорится: "Качество силы его смыкается с небом и землей, и в изменениях он сообщается со всем сущим. Он исчерпал сознанием начала и концы множество предметов, он живет в гармонии с естественным порядком множества категорий. Он постигает полностью великий путь и завершает свою природу и настроения. И свет его соединяется с солнцем и луной. И в своих преобразующих действиях он подобен богам. Люди из народа не знают его качеств силы, и когда смотрят на него, не понимают в чем его добро". Таков совершенномудрый человек. У Чжан Цзы говорится: "Небо ему предок, качество Дэ - это его корень, путь Дао - это врата. Он постигает все перемены". Такой называется человек мудрости Шэнь Жэнь.

Следующие пять людей, люди качества силы, - это такие люди, у которых качество силы Дэ покрывает все предметы таким образом, что все сто родов способны двигаться к тому, чего желают. Они используют это в течение своей жизни, не осознавая, и получают эту выгоду, не выбирая ее. Так они соединяются с небом и землей.

В "Книге перемен" говорится: "Великий человек соединяет свое качество силы Дэ с небом и землей. Он соединяет свою ясность с солнцем и луной. Свое счастье и несчастье он соединяет с демонами и богами. Это называется качество силы".

Одаренный человек - это человек, который разумом знает цикличность множества предметов, в движении и покое соединяет с разумным устройством мира. Конфуций говорит: "Его стремления и антипатии одинаковы с настроением народа. Он берет что-то или отказывается от чего-то, соединяясь с народом. Он движется по циркулю и угольнику и в речах своих способен делать образцы. Когда он находится в состоянии неприменения - он не сетует. Если он становится удельным князем - он не гордится. Достаточно того, что он осознает путь, трансформируя множество людей. Он не приносит вреда телу и раздает богатства Поднебесной. Он не бывает бедный". Таков одаренный человек.

Добрый человек Шань Жэнь - он рассматривает добро, как то, чего ему не хватает. И когда говорит, наполняет Поднебесную, не допускает ошибок. Конфуций говорит: "В действиях тела он осуществляет верность и преданность. И в сердце своем никогда не сетует и не обижается. Он стремится к доброте и справедливости и все его намерения и волеустремления широки и велики. Он никогда не подчиняется плотским желаниям. В своих мыслях и предпочтениях он ориентируется на постижение ясности. И никогда не спорит и не соперничает. Он искренне делает все усилия, делая движения по пути. Постоянно себя упражняет и обязательно впереди преодолеет все преграды, избыточность и недостаточность". Таков человек правитель-мудрец, цзюнь цзы, он же называется и добрым человеком, Шань Жэнь.

Уравновешенный человек, Чжун Жэнь, он целостным сердцем управляет ситуациями и делами, употребляет свое мышление, развивая его, является предельно верным. Он отказывается от своих ментальных схем, стараясь исправить ошибки. Он подчиняется красоте и отказывается от безобразия. Когда он что-то нарушает, то не скрывается. Сначала для него стоит общественное, а потом частное. Он не утомляется в своих трудах. Таков человек уравновешенный.

Человек различающий, Бянь Жэнь, обладает неистощимым разумом и по своему настрою способен различать добро и зло. Нет вопросов, которые бы не находили его ответа. Он способен говорить подобно потоку, он отбрасывает искажающее, стремясь к исправляющему, и нет такого, что укрылось бы от него. Таков различающий человек.

Таковы пять людей среднего уровня, и когда они наверху, то они не уходят от своей наработки, а когда они внизу, они не стыдятся своего низкого положения. Они добры, они дают другим помощь, они всегда находятся в хорошем состоянии. Таковы люди доброты, Чжэнь Жэнь.

Человек ритуала способен видеть различия между высшим и низшим. Он честен, уступчив, скоромен, усерден, всегда служит с почтением высшим, а о низших всегда с почтением думает. Таков человек ритуала.

Человек веры - это человек всегда искренний и точный, никогда не обманывает, всегда проверяет себя, боясь сказать неправду. В действиях своих никогда не допускает распутных помыслов. Нелегко его сдвинуть с его точки зрения через истощение. Таков человек веры.

Человек справедливости в суждениях своих и толкованиях всегда различает правду и неправду, всегда соизмеряет с высшими мерами происходящее, следуя законам. Он подчиняется добру и отказывается от зла. В делах его нет никакого препятствия. Таков человек справедливости.

Человек разума познает и достигает глубины всех стратегий и замыслов. Различает, вглядываясь, в настроение предметов. Способен понимать самые тончайшие стадии развития и заранее видит добро и зло. Таков человек разума.

Следующие пять людей по Конфуцию - это те, которые зная, не действуют много, но следят, откуда что происходит. Когда говорят немного, не стараются, но понимают, отчего и чем называется то, что определяется. В сердце у них есть определенность, в планах у них есть, то чего они удерживают. И хотя они не способны до конца постичь корень искусства пути, но, тем не менее, они способны подчинять ему свое поведение. И хотя они не могут полностью постичь всю красоту добра, тем не менее они думают об этом и стремятся туда. Их поведение происходит от этого, в действиях является их основой, а разумность ведет их к знанию. Через речь они постигают его, и по природе и судьбе, по телесной форме, по их устройству они неизменны. Знатность и богатство не способны им добавить, а бедность и низкое положение не способны принести им ущерб. Таковы люди служивые, Ши Жэнь.

Простые люди не попадают на службу и обитают в пространстве полей и лесов, или начинают отказываться от любого рода покровов.

В "Чжоуских Ритуалах" говорится: "Простые люди - это те, которые поступают в распоряжения чиновников, и подчиняются им. Они называются простыми людьми. Крестьянствующие люди используют путь Неба и руководствуются выгодой от Земли. Весной они собирают урожай и пашут, а осенью собирают урожай, накапливают и распределяют. Торговые люди возят товар, обменивают его на рынках, и, в зависимости от времени, запасают товар, обменивают дорогое и дешевое. Таким образом они получают свою выгоду, делают свое предприятие, и они называются торговыми людьми. Еще они называются купцами. Рабочие люди режут и рубят, используя приемы и навыки, изготавливают разную утварь для потребления, создают новое, исправляют старое, и с помощью силы получают из товара богатство - такие называются рабочими людьми. Таковы нижние пять типов людей, обычно они смешиваются с людьми толпы".

Юй Жан говорит: "Когда встречают меня люди толпы - это маленькие люди. Маленькие люди характеризуются тем, что они низкие, а в поведении грубые и злые. Таких называют маленькими людьми".

Конфуций говорит: "Тираны Цзей и Чжоу хотя и были правителями, владыками, но были похожи на маленьких людей. Вэнь Цзы говорит: "Тот, кто уравновешен и ровен называется государь. Тот, кто уравновешен и не ровен, называется маленький человек. Хоть государь, правитель, мудрец и умирает, а имя его не исчезает, хотя маленький человек и обретает силу, тем не менее, его прегрешения не устраняются".

Человек тупой - это человек, у которого отсутствует сообразительность, и это так же название, которое определяет виновные работы. В древности именно виновных, или совершивших преступление делали рабами.

В "Книге Писаний" (Шан Шу) говорится: "Поэтому я сделаю тебя рабом, он ниже тебя. Обвинить кого-то, именно в этом и состоит обвинение. Чжоу сделал рабом Ди Чжи. Именно для того узда у лошади, чтобы притуплять ее силу".

Глупый человек - это сущность тёмная, в которой отсутствуют знания. Он не различает ни картошку, ни пшеницу. Это глупый человек.

Конфуций говорит: "Того, кто знает, можно понять, а того, кто глуп, понять невозможно. Потому что такой мутный человек рождается и живет, принимая мутные и грязные энергии. И он не способен приобретать ничего через учебу. Это посредственный человек". Конфуций говорил: "В сердце он не сохраняет критериев начала и конца, изо рта не извлекает поучительных мудрых фраз. Кроме того, не выберет совершенномудрых и одаренных, чтобы прислониться к ним, и не способен совершать сильные поступки, чтобы достичь определенности в себе. Видит только малое и во тьме не видит большого, не понимает, что приносит вред. Подчиняется всем предметам подобно потоку, и не понимает, что враждебно ему. Таков посредственный человек. Он совершенно глупый, в нем отсутствуют знания, он не способен различить ни боль, ни удовольствие. Хотя он способен двигаться, тем не менее, он не различает, где нужно начинать и где нужно заканчивать.

Таковы двадцать пять типов людей, они принимают энергию Пяти движений, и у каждого есть свои достоинства и недостатки. У них разные пропорции добра и зла.

Существует семь разновидностей: Шень - божественное, Чжень - истинное, Дао - на пути, Чжи - достигший, Шен - совершенно мудрый, Дэ - обладающий качеством силы, и Сянь - одаренный. В зависимости от того, на сколько они обладают энергией, они рождаются, добрые, уравновешенные, различающие, любящие, следующие ритуалу, верные, справедливые, и разумные, и таких восемь.

Первые использует энергию-ци, которая в рассвете, Ван. Последующие используют энергию-ци, которая Сян.

Дальше идут пять категорий Ши - воины, Шу - простолюдины, Нун -крестьяне, Шан - торговцы, Гун - ремесленники, они опираются на энергию Сю - отдыха.

Дальше идет пять - это Чжун - люди толпы, Сяо - маленькие, Ну - тупые, Юй - глупые и Вань - конченные. Эти люди рождаются на основании энергии заточения.

Когда энергия в расцвете - она сильная. Тогда рождаются наиболее одухотворенные и мудрые. Когда энергия в фазе помощника - она чуть слабее и хуже, чем энергия расцвета, поэтому рождаются добродетельные и верные, которые помогают в управлении правителя.

Когда энергия в фазе отдыха, она слабая, но эти люди могут служить. Когда энергия в фазе заточения, она наиболее слабая и плохая, поэтому это люди толпы, посредственные люди.

Однако эти пять энергий бывают чистыми и бывают мутными; бывают прямыми и бывают кривыми; бывают в начале, бывают в конце. Если выпадает прямая энергия, хотя и низкое и плохое, можешь быть великим и добродетельным. Если же получаешь низкую энергию, хотя и находишься на почетном месте, тем не менее, расцветает вокруг тебя только большое зло.

Когда энергия прямая и в ней отсутствуют искажения, ты находишься на самом верху, однако в начале развития энергии Ци, когда еще есть много времени, и в конце энергии Ци, когда судьба становится короткой, ускоряется, такие четыре энергии имеют четыре различия. То есть, если наверху находится расцвет ситуации, тогда человек является одухотворенным, умным, еще более возвышенным. Если наверху мутная и грязная ситуация, тогда необходимо стараться исправить ее. Если внизу чистая и одухотворенная ситуация, тогда нужно стараться шлифовать и сделать из нее полезную утварь, если же сюда добавляются мутная и грязная ситуация, тогда это гнилое дерево, его уже нельзя применять.

Знания человека - это мудрость. Труднее всего различить императора. Если ты не совершенномудрый, то как ты можешь его различить?

В тексте "Секреты социального положения по судьбе" говорится: "Сила дыхания правителя рождается в середине, и человек этот имеет выражение в облике правителя, и он обязательно получит титул и жалование. Сила дыхания, энергия его облика, когда рождается внутри такого человека, то в большинстве случаев подобные люди становятся чиновниками. Если же рождается внутри сила дыхания смерти, то человек в большинстве случаев болеет, и у него короткая судьба. Если мы говорим одновременно о месяце рождения, то есть также время упадка и расцвета силы дыхания по пяти движениям. Если мы говорим о том, какая сила дыхания была воспринята, то она определяет форму и материю человека, его состояние и характер, кости и плоть, органы цзан и фу, и все они вмещают в себя символы пяти движений.

В книгах по физиогномике говорится: человек движения дерева - тонкий и длинный, с прямым телом. Человек движения огня - с маленькой головой, короткий и маленький. Человек движения почвы - с круглым лицом, с большим животом. Человек движения металла - с квадратным лицом, с ущербным ртом. Человек движения воды - с лицом тонким, с телом плоским, подобным движению земли.

Если мы соединяем по дням, то знаки Цзя и И - это волосы на коже, знаки Бин и Дин - это ногти и сухожилия, знаки У и Цзи - это плоть, знаки Гэнь и Синь - это кости, знаки Жэнь и Гуй - это кровеносные сосуды.

Если соотносить со знаками Гуа, тогда знак Цянь - это голова, знак Ли - это глаза, знак Кань - это уши, знак Дуй - это рот, знак Кунь - это живот, знак Сюнь - это руки, знак Гэнь - это колени и бедра, знак Чжэнь - это стопы. Если говорить на основании этого, то можно по характеру и состоянию органов цзан и фу также различать особенности.

Опрос: 

В чём Ваши цели и ценности?





Знаете ли вы


Керамические, а затем и фарфоровые изделия появились в Китае около 10 тыс. лет назад. Сейчас фарфор - символ китайской культуры.