cайт Бронислава Виногродского


Львиный источник в медицине и Книге Перемен


Текст эпохи Мин. Автор Сунь И Куй

Текст входит в состав книги "Древние врачи трактуют Книгу Перемен". Перевод Бронислава Виногродского.



Шэн Шэн Цзы говорит: небо и человек управляются единым законом. Этот закон не выходит за пределы Инь и Ян и пяти движений. Ибо в результате трансформации силы дыхания человек образует свою телесную форму, и с точки зрения Инь и Ян описывается этот закон. Вещество ощущений двух пятерок таинственным образом объединяется и концентрируется. Когда еще мужское и женское начало разделились в утробе, в первую очередь образуются две почки. Они подобны двум фасолинам. И когда выходят из земли, тогда две половинки раскрываются и в серединке появляются ростки, которые выходят и внутри содержат точечку истинной силы дыхания. Таким образом действует порождающий жизнь непрекращающийся механизм. И судьба - это то, что называется движение силы дыхания. Еще называется изначальная сила дыхания. Она приходит и принимается из начала в личную жизнь, из небытия попадает в бытие. Изначальная сила дыхания представляет собой исходное тело великого предела. Имя приводит в движение силу дыхания. В результате движения происходит рождение. Это есть движение Ян. Таково действие великого предела, который движет его. Две почки прибывают в неподвижности. В покое происходит трансформация, это есть покой Инь. Таков механизм, по которому тело великого движения устанавливается. Между покоем и движением нет промежутка. Ян изменяется, Инь соединяется и порождается Вода, Огонь, Дерево, Металл и Почва. Именно так и определяются врата жизни.

Шэн Шэн Цзы говорит: "В 36 трудностях" говорится: шэнь, почки это два органа-накопителя (органа-цзан). Слева называется "почка", справа называется "мин мэнь, врата судьбы". Врата судьбы - это место, где обитает семя-цзин, вещество ощущений, и сила сознания. У мужчины там хранится семя, а у женщины там находится яйцеклетка. Поэтому мы наем, что есть две почки.

В "39 трудностях" говорится: "Когда говорится о пяти органах-накопителях, то на самом деле существует шесть органов-накопителей, потому что почки - это два органа-накопителя. Левый орган-накопитель - это почка, а правый - это мин мэнь, врата жизни. Мин мэнь - это место, где обитает субстанция ощущений и сила сознания. У мужчины там хранится семя, а у женщины яйцеклетка. И силы дыхания сообщаются с почками. Если тщательно исследовать "Ось духа" и "Вопросы о простейшем" (книги "Трактата Желтого императора о внутреннем"), то почки там не разделяются на две.

Разделение их начинается с династии Цинь от Бянь Цюэ: после того, как Бянь Цюэ назвал мин мэнь убежищем сознания. Это и есть то, с чем связывают изначальную силу дыхания: у мужчины там хранится семя, у женщин там находится яйцеклетка.

Разве можно пренебрегать словами? Это высказывание о почках чрезвычайно важно. Говорится о том, что в почках находится пространство, где хранится изначальная сила дыхания. Это есть рождение жизни в человеке, поэтому нельзя не уделять ему большое внимание.

В трактате "Канон желтого двора", "Хуан тин цзин" говорится: "Сила дыхания почек переходит в верхний обогреватель, движется в среднем обогревателе и сохраняется в нижнем обогревателе. В "Каноне гармонии и согласия", "Чжун хэ цзи" говорится: "Закрытие и открытие вдоха и выдоха - это и есть врата таинственной темной женственности, это и есть корень неба и земли. И когда говорится об открытии и закрытии, речь идет не о дыхании, вдохе и выдохе, которое происходит через нос, а речь идет об истинном дыхании".

Юэ Жэнь также говорит: "Когда меж почек движется сила дыхания, то это есть жизнь человеческая, это есть корень пяти органов-накопителей и шести органов-проводников, это есть основа и корень 12 сосудов меридианов, это есть врата вдоха и выдоха, это есть источник трех обогревателей. Смысл врат жизни, мин мэнь, как раз коренится здесь. Это тоже самое что великий предел у конфуцианских ученых и темная женственность у Даосов.

Исправленные суды и описания о зачатии написанное Е Шань Ми

В Переменах говорится: Небо и земля заваривают и созидают, множество предметов преобразуется и развивается. Мужчина и женщина соединяют свое семя, и множество предметов трансформируются, живя. Таким образом заваривание и созидание определяет механизм подъема и спуска в концентрации и сгущении. Соединение семени говорит о сочетании и соединении соощущения чувств. Необходимо, чтобы две силы дыхания соединились, и тогда начинается преобразование собственной жизни. В противном случае говорится, что один Ян не рождает, один Инь не завершает. Откуда же можно надеяться на преобразование жизни? Однако, если человек не зачинает, то разве только потому, что мужчина и женщина ни разу не вступили в соитие. Встречается так, что не знает и не понимает, и один Инь и один Ян так и называются. И не знают связано ли это с небесным предопределением, это трудно понять.

Иногда принимают разного рода питающие лекарства, которые вскармливают семя и кровь, иногда ждут когда пойдут месячные, высчитывают дни, чтобы зачать ребёнка. Есть много сильных восполнителей, которые помогают совершить зачатие. Но, тем не менее, не обязательно человек получает потомство, а может еще нанести себе вред. Это вызывает большое сожаление. Потому что, чтобы на самом деле обрести зачатие, существует 4 способа. Во-первых, нужно выбрать правильное место. Во-вторых, нужно питать семя. Третье - нужно выбрать время. Четвертое - нужно попасть в пустоту.

О чем идет речь? Место, земля, представляет собой семя матери. Семя само представляет собой росток отца. Время указывает на время соединения двух семян. Пустота говорит о том, что отбрасываешь старое, рождаешь новое, то, что в самом начале.

Я часто спрашивал наставника, и он говорил, существует две причины, по которым не зачинается плод.

Инь теряет свой путь, не может принять. В результате сила дыхания побеждает кровь, которая приходит в упадок. Если она приходит в упадок, тогда воздействует холод и жар. Сила дыхания сгущается, и кровь теряет проходимость. В результате нет гармонии во взаимодействии охранительной и питающей сил организма. Месячные становятся нерегулярными.

Если Ян теряет свой путь, тогда он не способен давать, сила дыхания опустошается, семя опустошается. В этом причина. Опустошение изначально может возникнуть из-за того, что было слишком большое увлечение плотскими утехами, истрачен запас изначального семени. А если запас изначального семени становится слабым, это подобно тому, как у стреляющего мало силы для того, чтобы согнуть лук и запустить стрелу. Как он может попасть в цель? Если изучить эти две причины, то они обе возникает из того, что ты не бережешь себя. Это приводит к тому, что истинный исток силы расходуется и растрачивается. И Ян не извергается, а Инь не принимает.

Инь высыхает и Ян становится пустым, в результате прекращается путь продолжения жизни. Разве это есть небесное предопределение? Не нужно заблуждаться. Таким образом зачатие должно использовать хорошее место с тем, чтобы было семя, которое можно вложить. Время тоже должно совпадать с пустотой и полнотой. Тогда можно зачать и родить ребенка.

Воистину, велик человеческий организм. Он принимает вещество ощущений двух пятерок, и является самой духовной из десяти тысяч сущностей. Он входит в контакт со срединным ладом неба и земли, участвует в преобразовании питания знаков Цянь, Небо, и Кунь, Земля. Четрые образа соответствуют небесам, а четыре конечности соотносятся с землей. Небо и земля, раскрываясь и закрываясь, создают вдох и вдох в нашем организме. Приход и уход, приливы и отливы света и тьмы в течение суток создают биение пульсов в каналах нашего организма. Множество звезд, которые группируются на небе вокруг северного созвездия являются основой движения. Северное созвездие является основой движения всех звезд на небе. А в человеческом организме единое сознание сердца является государем всего тела.

Если говорить об этом с точки зрения рождения и воспитания, тогда "небо и земля внутри содержат и питают десять тысяч сущностей, трансформируются и растут. Мужчина и женщина соединяются своим семенем, и десять тысяч сущностей трансформируются и рождаются".

Небо возвышенное, земля внизу. Знак Цянь - это отец, знак Кунь - это мать. Путь знака Цянь создает мужское воплощение, а путь знака Кунь создает женское воплощение. Знаки Чжэнь, Кань, Гэнь - это три сына. Знаки Сюнь, Ли и Дуй - это три дочери. Если хочешь знать - кто из детей сильнее или слабее, то знаешь, что знаки Чжэнь и Сюнь продвигаются и находятся впереди. Знаки Гэнь и Дуй отступают и сохраняют неподвижность.

Если хочешь знать, каковы показатели пульсов дыхания в каналах, то знак Цянь - это крепость и сила на юго-востоке. А знак Кунь - это послушность по направлению к северо-западу.

Если хочешь получить хорошее потомство, тогда питаешь дома знаков Кань и наполняешь дом знака Ли. Берешь знак Дуй и делаешь расчет знака Цянь.

Если хочешь разобраться каковы правила зачатия для того, чтобы точно зачать ребенка, то нужно понимать небесное время и земную пользу. Ибо ущерб и наполнение, в действительности, происходят из действия сил дыхания. Во время зимнего солнцестояния усиливается Ян, Инь преодолевает. Необходимо понимать, каким образом происходит возвращение и уход.

И если знаешь это, тогда понимаешь, что внутри этого и лежит путь завязывания плода, беременности и возникновения чувств и тяги мужчины и женщины друг к другу.

Таким образом, Книга Перемен, фраза за фразой, знак за знаком представляет собой компас, который указывает на медицинские аспекты, которые скрыты внутри них. Каждый уровень и каждая черта - все они таят в себе возможность увидеть то, каким образом ценится жизнь и здоровье.

Тем самым совершенно мудрые люди создали образы для того, чтобы исчерпать смыслы. Они построили знаки ГУА для того, чтобы исчерпать преобразование состояний, и построили словесные связи для того, чтобы исчерпать значение речей.

Происходит перемена, которая ведет к проникновению, и тем самым исчерпывается польза. Бьются ритмы, резонирует движение в гармонии, тем самым исчерпывается сила сознания. И хотя не говорится о медицине, но исчерпывающий ее смысл представлен внутри этого. Поэтому изменения и трансформации неба могут быть видны в рассмотрении перемен.

И состояния, и ситуации человека могут проявиться в системе образов. Болезнями Инь и Ян можно управлять через методы, изложенные там. Они неотделимы от внешней формы, не может быть, чтобы не было пары и соответствия, когда связываешь это с внешней формой.

Когда действуешь в области цвета, то невозможно с помощью этого не различать. Поэтому правитель мудрец действует через наблюдение и вглядывание, зная законы. И обязательно имеет отклик и резонанс, который всегда приходит. И он использует сознание усилия духа для того, чтобы познавать приходящее и знать как в нем скрывается уходящее.

Он рассматривает тройки и пятерки в категориальных рядах через изменение. Он постигает силу сплетений и соединений, цо цзун, и проникает вместе с переменами, достигая до предела чисел, пребывает в неподвижности безмятежного покоя.

Только когда приходит ощущение, он проникает в основу движения энергии в Поднебесной. Если не обладаешь предельно выраженным веществом ощущений, предельно выраженной силой сознания в Поднебесной, то разве можешь быть в контакте с этим?

Если находишься в контакте с этим, то в величии своем Путь начинает входить в соединение с небом и землей. Структура твоего сердца-сознания смыкается с предельной истиной, и ты вмещаешь в себя силу дыхания, которая порождает десять тысяч сущностей, и приводишь в согласность субстанцию сознания, принимая от народа все проявления, по которым ты можешь судить о происходящем.

Это определяется как способность постичь основные связи Поднебесной неба и земли, понять что является вместилищем Инь и Ян, увидеть что является жилищем для вещества ощущений и силы духа, отыскать сокрытую тайну и великое чудо. И таким образом воистину трудно поменять Перемены неба и земли.

И мы не осмеливаемся сказать о том, что мы раскручиваем созидание и превращение, и перемены перемен организма и сознания являются еще большими переменами. И разве невозможно менять закономерности взаимодействия Инь и Ян?

Таким образом, изменение и превращение книги Перемен действует в медицине, и тем самым все образы являются медицинскими. Медицина исчерпывает систему созидания и превращения, возвращающие на небеса. Через медицину можно воистину похвально постигать и применять Перемены. И весь организм представляет собой Перемены, а Книга Перемен по настоящему связана с нашим покоем или состоянием опасности.

Поэтому я и говорю, что Перемены представляют собой закон медицины, и медицина способна использовать Перемены в действии.

Когда я размышляю о главе "Теория небесной истины высокой древности" (название главы "Трактата Желтого императора о внутреннем), то в ней говорится, что женщина после возраста 2 раза по 7 достигает возраста небесного знака Гуй. Мужчина после возраста 2 раза по 8 достигает возраста посленебесного знака Гуй. И не потому ли это, что Инь рождаясь, находится позади, а Инь, устанавливаясь, испытывает трудности. Кроме того, в трактате "Большое рассуждение о соответствии образов Инь и Ян" говорится, что "человек доживает до 40 и иньская сила дыхания достигает половины." Не потому ли Инь убывает вперед и происходят перемены субстанции Инь. Когда говорится Инь, то имеется в виду вещество ощущения организма, которое созидает мою телесную форму, потому что если бы не было формы, то не было бы и болезни. А так как есть форма, то есть и разрушения. Таким образом, человек, в жизни воплощая в себе полноту всех чисел, только после двух восьмерок, в 16 лет, и за пределами 4 декад раньше и позже доходит, останавливается на 20 с лишним годах разницы. И телесная форма постепенно начинает приходить в упадок. Это есть образ настоящего опустошения Инь. На основании этого, если смотреть на ситуацию, то можно сказать, что путь Ян - это полнота, а путь Инь - это пустота. Но нет ничего невозможного, поэтому Дань Си приводил пример солнца и луны которые наполняются и опустошаются, и считал, что Ян постоянно имеет избыток, а Инь постоянно находится в недостаточности. И поэтому он создал разного рода рецепты восполняющие Инь, рецепты большого восполнения, куда ввел кору амурского бархата, слюду, которые должны были создать пилюли силы сознания, и это была традиция, которая использовалась только внутри семьи. Насколько глубок вред от этого? Разве никто не знает, что если небесный знак Гуй еще не настал, то корень этого находится в силе дыхания. А сила дыхания достигает половины, и Иньская сила дыхания тоже проиходит так. И таким образом, хотя телесная форма находится в Инь, тем не менее сила дыхания подчиняется Ян. Таков механизм смерти и рождения, который нельзя не понимать, и я говорю сначала о двойке именно поэтому.

То, что называется образом истинного Инь - это подобно тому, если взять в качестве метафоры жилище, в качество метафоры взять утварь и посуду, жен и наложниц, то самое ценное в этом жилище состоит в том, что в нем накапливаются богатства. И если нет этого жилища, тогда богатства обязательно рассеиваются.

Самое ценное в утвари и посуде состоит в том, что они помогают сохранять предмеры и сущности. Если нет утвари и посуды, тогда предметы обязательно разрушаются.

Самое ценное в женах и наложницах состоит в том, что они помогают мужу. Если нет жен и наложниц, тогда будет беспокойство.

Таким образом, для Инь Ян является хозяином. А для Ян Инь является корнем. В Каноне говорится: "5 органов Цзан управляют тем, что запасают семя вещества ощущений".

Им нельзя вредить. Ибо если они разрушаются, тогда теряется способность удерживать, и Инь опустошается. А если Инь опустошается, тогда больше нет силы дыхания. Если нет силы дыхания, тогда наступает смерть. Разве не вещество ощущений является истинным настоящим Инь?

Еще говорится: "когда плоть отходит от формы, и 9 областей, хотя и сбалансированы, все равно наступает смерть". Так следовательно, не является ли истинным Инь внешняя форма? И если осматриваешь вещество в форме, которая разрушилась или не разрушилась, то нужно говорить с точки зрения произошло разрушение истинного Инь, или нет.

Таковы образы истинного Инь, и их нельзя не рассматривать и не изучать.

Вопрос: если говорить о человеческой жизни, то мужчина - это Ян, а женщина - это Инь; мужчина управляет женщиной, а женщина следует за мужчиной. Муж является направляющим для жены, и можно ли говорить о них как о противоположностях?

Ответ: Ян идет впереди, Инь следует. Ян продвигает, запускает, а Инь подчиняется. Ян дает, Инь принимает. Таков естественный закон созидания жизни. Поэтому в Переменах говорится, что знак Цянь объединяет небо, и знак Кунь принимает и подчиняется. Из этого очевидно вытекает вышеназванный смысл. Кроме того, по природе своей Ян способен управлять Инь. Почему нужно его поддерживать? Инь по своей природе способен принимать Ян. И по какой причине нужно его подавлять? Более того, когда говорится о поддержке и подавлении, то, скорее всего, это не тот смысл, который вкладывали сюда совершенно мудрые люди. И одновременно не тот смысл, который передается в уровнях и образах.

Вопрос: тем не менее, ребенок является воплощением наполненного Ян, и жизнь в нем каждый день прибывает, и от младенчества до взрослости, до созревания и достижения силы он растет и усиливается. После 50 лет Иньская сила дыхания управляет в делах, происходит упадок, появляются болезни, наступает старость и смерть. Шаг за шагом включается и идет к механизму смерти. И связи Ян с жизнью таковы, и продвижение Ян и подавление Инь разве можно исчерпывающе отрицать?

Ответ: если следовать этой теории, то тогда необходимо продвигать Ян и подавлять Инь. А в этом основа медицины. Действительно, Цзин Юэ, похоже, основывался на этом законе, но на самом деле это не так. И если правильно понимать и исследовать Цзин Юэ, то в первой главе уже говорилось, что я против высказываний Цзин Юэ, и кроме того, я ухожу от него, и отличаюсь, и мои видения другие. Ибо Инь и Ян, продвижение и отступление, убывание и рост, рождение и рост, трансформация, собирание и сохранение десяти тысяч сущностей происходят из естественного закона сотворения мира. И человек представляет собой самое тонкое и духовное из десяти тысяч сущностей и содержит в себе силу дыхания великого предела Инь и Ян. И это похоже на курок спусковой пружины арбалета.

Если рассмотреть ситуацию роста с малых лет, разве только есть расцвет Ян и нет расцвета Инь? Если смотреть с точки зрения возраста старого и слабого, то не только прекращается Ян, но прекращается и Инь. Разве это не так? Так почему же нужно говорить, что в малые годы Ян управляет в делах, а в старые годы Инь управляет в делах?

Действительно, в молодые годы нужно использовать охлаждающие лекарства, помогая Инь. А в старые годы нужно использовать горячие лекарства, помогая Ян. Разве это не так? Ибо Ян является ключевым в поддержании жизни, и если опустошение и труды повреждают Инь, то в большинстве случаев нельзя вылечить эти болезни. Разве это не есть связь с жизнью Инь? И таким образом можно видеть, что теория Цзин Юэ на самом деле противоречит его собственным словам.

Опрос: 

В чём Ваши цели и ценности?





Знаете ли вы


Керамические, а затем и фарфоровые изделия появились в Китае около 10 тыс. лет назад. Сейчас фарфор - символ китайской культуры.