cайт Бронислава Виногродского


Про экономику смыслов




















Экономика смыслов - основа эффективности управленческих сообществ в контексте "Книги Перемен".



Пытаясь решить проблему оздоровления страны, мы ищем теоретические основания для наведения порядка в обществе. Человек представляет собой разумную систему, организованную по шести каналам восприятия, которые являются основой всего представлений о мире. Потому, если оперировать системами представлений, обязательно возникают противоречия в связи с личностными склонностями носителя разумных оценок. Необходимо постоянно возвращаться к исходным точкам, сверяя систему базовых понятий.

Шесть каналов восприятия дают основные шесть импульсов создания смыслов. Существует также шесть уровней существования личности как единицы общественной организации. Два потока движения мира по каналам восприятия представляют собой систему координат, в которой ходят смыслы. Эти два потока представлены зрением и слухом. Зрение направлено вовне, а слух направлен внутрь, то есть по слуховому каналу приходит информация извне внутрь. Дополнительным к слуху является обоняние, а дополнительным к зрению является осязание. Еще два канала - это вкус и дыхание.

Правильно организованное общество должно давать индивиду адекватные понятийные модели для описания его внутренней структуры. В Традиционном Китае эту задачу выполняли мудрецы, которые в критические моменты выступающие в качестве советников правителей. Основная задача мудреца состояла в том, чтобы постичь природу знания в процессе освоения мира, в ситуативном круговороте увидеть закономерности, отражающие работу сознания. Выработанные на основании этого модели регулирования внутренних смысловых потоков воплощались в обрядовых структурах, и, таким образом, в обществе поддерживался плавный круговорот смыслообразования.

Обратимся к определению понятия "смысл". Смысл - это результат соединения понятий в структуре сознания личности в процессе коммуникации. Понятия и ценности - это специальные категории сознания, и правильное сообщение понятий в пространстве сознания является основным способом производства ценностей. Внутренние ценности являются материалом для целеполагания в общественном сознании, так как, пропущенные через горнило языка, являющегося органом общественного сознания, они дают возможность обеспечивать производство осмысленных целей для отдельных личностей в обществе. В результате образуется структура мотивационных корректоров, которые позволяют соотносить низшие потребности с высшими и направлять движение к достижению осмысленных целей в стране и мире. Осмысленные действия, то есть действия, построенные в соответствии со смысловыми моделями, созданными в сознании личности в процессе воспитания и образования, дают возможность осознанно двигаться в пространстве жизни и реализовывать свое предназначение в мире. Государство является спроецированной вовне структурой организации внутренней коммуникации личности с иерархией познания, приходящей к нему в процессе коммуникации с другими личностями. Другими словами, каждый народ достоин своих правителей, и наоборот.

Следовательно, задачей государства является создание структуры воспроизводства смыслов для организации здоровой коммуникации в обществе. Потому планирование и прогноз являются основой для построения успешных стратегий в стране, и в случае наличия успешных стратегий можно не выделять в системах описания общества политику и экономику, потому что будет создана единая среда ценностей материального и морально-этического характера.

Социология и психология в современном обществе не дают возможность описывать эти механизмы, потому что обладают присущими позитивистскому научному подходу ограничениями, и потому следует обращаться к изучению опыта нетрадиционных с точки зрения Запада подходов к управлению общественными ценностями. Экономика рассматривается нами как наука, занимающаяся организацией потоков ценностей в процессе совместной хозяйственной деятельности людей. Потребности в поддержании адекватного уровня чувства собственного достоинства существуют как императив в контексте существования разумных систем. В китайском традиционном социуме "Книга Перемен" являлась дидактическим инструментом и набором практик, нацеленных на развитие потенциальных возможностей разума в области управления смыслами.

Таким образом, целесообразно направить усилия мыслителей на создание моделей структуры общества, отражающей траектории циркуляции смыслов и формирования систем ценностей. Одним из крупнейших управленческих и экономических проектов подобного рода нам представляется проект "кибернетического общества", запущенный в начале сороковых годов прошлого века в США.

В основе управляемого общества лежит общность смыслов, точно понимаемых членами этого общества, лежит единство понятий и способов оперирования этими понятиями. То есть управляемое общество управляется отнюдь не с помощью системы наград и наказаний, не с помощью системы законов и эффективных силовых структур, призванных стоять на страже этих законов в соблюдении общественного порядка. Мы все помним метафору про "разруху не в сортирах, а в головах". Периодически в нашей стране наступает время борьбы с разрухой, ибо галоши начинают красть в таких масштабах, а революционные песни поют столь громко, что галоши исчезают из парадных на стадии, предшествующей перегонке нефтепродуктов, и даже раньше, а за распеванием песен исчезает любая конструктивность из действий преобразователей и блюстителей общественного порядка.

Циркуляция идей в обществе - это процесс коммуникации отдельных индивидов в форматах общественного сознания, и самое трудное время наступает, когда общие смыслы исчезают из структуры понимания личностей. то есть разрушаются форматы понимания и толкования сообщений, циркулирующих в обществе по каналам передачи смыслов. Это говорит о том, что в первую очередь произошли серьезные деформации в системах генерации и перекодировки смыслов в общественном сознании.

Чтобы восстановить эти системы генерации смысловых ценностей, необходимо иметь несколько составляющих. Во-первых, следует иметь целостное и функциональное описание системы, в которой смыслы восстанавливаются. Тогда становятся понятными каналы восстановления. Потом нужно иметь дидактические практики, обусловливающие структуру воспроизводства смыслов и ценностей в форматах общественной коммуникации. В-третьих, необходимо поддерживать обрядовую систему поведенческих моделей на шести уровнях функционирования общественного сознания.

Я предполагаю, что общество - это пространство циркуляции смыслов и смыслы являются средой и предметом коммуникации. Создаются соединения, которые образуют новые очертания движения смыслов, в результате чего может замедляться или ускоряться процесс преобразований в обществе науровне социальных, политических или экономических моделей описания.

Когда Лю Бан стал императором, создав новую династию Хань (206 г. до н.э. - 220 г. н.э.), то обрел полноту материальной и политической власти в стране. Однако кроме этого необходима была еще власть духовная, и для этих целей он прибегнул к конфуцианству. Что же такое духовная власть? Духовная власть - это контроль над производством идеалов и обеспечение коммуникационной инфраструктуры циркуляции идеалов, то есть смыслов, в человеческом сообществе, организованном в государство. Конфуцианство давало ему систему идеалов, которые непротиворечиво объясняли людям, как нужно строить свою жизнь в обществе. Народ должен иметь веру в то, что власть проводит в жизнь идеи, благодаря которым жизнь народа становится лучше день ото дня. Если рассматривать в качестве показателя улучшения жизни более полное удовлетворение потребностей, то кроме потребности в еде, питье, одежде и крове необходимо создать условия для удовлетворения основной потребности человека как человека. Что же это за потребность? В трудах Конфуция есть пассаж, где он объясняет устройство иерархии циркуляции смыслов в обществе между старшими и младшими. Когда он говорит, что удовлетворение потребностей родителей, тех, кто тебя порождает, состоит не только в том, что бы накормить их и дать им одежду, он также имеет в виду, что главной потребностью человека является создание среды, необходимой для поддержания чувства собственного достоинства. то есть дети должны оказывать родителям почтение, а уж выражение этого почтения - удовлетворение потребностей родителей и в материальной сфере. Однако если удовлетворяются только материальные запросы, то нельзя говорить о том, что младшие правильно выполняют свои обязанности по отношению к старшим. Можно сказать, что выражение почтения находится в непосредственной связи с чувством любви младших к старшим и заботы о них. В западной парадигме можно обратить внимание на схожую концепцию "пирамиды потребностей" Абрахама Маслоу. Так строится механизм, поддерживающий правильную циркуляцию смыслов в общественной коммуникации.

А в настоящее время кибернетический проект является примером внедрения технологии управления смыслами, когда в результате создания новой системы описания воспроизводства смыслов (кибернетика, моделирование искусственного интеллекта) был целенаправленно создан новый способ циркуляции смыслов в общественном сознании, что, в свою очередь, привело к радикальному изменению экономической и социальной парадигмы планеты.

Снова обратимся к вопросу о том, что такое смысл. Смысл в системе координат общественного сознания - это траектория прохождения мысли от одного понятия к другому. то есть, к примеру, говоря об экономике смыслов, мы тем самым сообщаем мысль, которая выражает определенный смысл. Мысль - это траектория движения образов в сознании, закрепленная понятиями, выраженными словами. Она не обязательно точно сформулирована, и не всегда эта траектория, или волна, или форма движения образов, подлежит формулировке. Для точного словесного выражения мысли требуется направить внимание в область ее существования. то есть, когда я произношу словосочетание "экономика смыслов", я имею в виду, что между этими двумя понятия ми есть связь. Эта связь есть уже в самом соединении. Но требуется объяснение и уточнение, более точно очерчивающее траекторию связи между понятиями. Структура языка такова, что в обычном пространстве коммуникации понятия связываются по определенным моделям. Однако периодически во времени наблюдается изменение траекторий движения смыслов в обществе и привычные, обусловливающие поведенческие стереотипы языковые формы, перестают находить подтверждение в обрядовой форме общественного устройства. В результате происходит разрушение исконной системы ценностей в пространстве языкового уклада для данного народа. В древних китайских текстах говорится, что только при единстве духа возникает единство голосов, звучащих в обществе. И когда правитель устремляет свое внимание к высшим идеалам, тогда и народ единодушно следует за этим правителем. Дун Чжун-шу, великий конфуцианский ученый, предлагает Лю Бану концепцию Неба как высшего духа, и тем самым он дает возможность объединить волю народа, создавая общий идеал, при этом сознание людей соединяется со временем. Таков один из примеров технологии объединения и унификации смыслообразования в китайской традиции.

Есть анализ экономический, есть политический, но ни тот ни другой не отражают полностью истинного положения дел, давая лишь локальный срез поведенческих стереотипов. Основным мотивационным срезом осмысленной реальности является анализ идеологический. Однако в последнее время (последним временем я называю период, начавшийся в 1984 г.) идеологическая составляющая в силу разных причин очень сильно обесценилась в обществе, так что сейчас почти нет моделей, которые на уровне государственного управления обеспечивают этот уровень инфраструктуры в коммуникации смыслов.

Какова же цель экономики? Она заключается в создании структуры смыслов, способной обеспечить эффективное функционирование управленческих сообществ, создающих модели коммуникации для остальных представителей общества в процессе хозяйственной деятельности. Таким образом, экономика - это подвид коммуникационной технологии. Более того, смею сказать, что цель экономики - это управление смыслами, и именно в этом состоит смысл управления.



С почтением, Бронислав Виногродский

ОБЩЕСТВО

Опрос: 

В чём Ваши цели и ценности?





Знаете ли вы


"Кун-фу - это не война. Ты знаешь, что должен выиграть, но выиграть у самого себя." Брюс Ли.