cайт Бронислава Виногродского


Правила игры Бронислава Виногродского


Журнал "Семейное образование". Ноябрь, 2015 год. Беседовала Кристина Сандалова.


Справка

Бронислав Виногродский - востоковед, писатель, общественный деятель, радио ведущий, переводчик основополагающих китайских текстов, среди которых более 40 древних трактатов, в том числе "Книга Перемен", "Дао дэ цзин", "Чжуан-цзы", "Лунь Юй" Конфуция, "Трактат Жёлтого императора о внутреннем", а также материалы по прогнозированию, календарю, фэншуй, военному искусству, искусству управления, даосским техникам оздоровления. Является советником руководителей нескольких крупных корпораций, возглавляет российскую часть Экспертного совета российско-китайского комитета дружбы, мира и развития. В 2008 году начал проект "Игра Книги Перемен", направленный на непосредственное влияние на способы формирования идей и умонастроений в российском обществе. Владеет несколькими языками, в том числе древнекитайским. Основатель первого "Клуба чайной культуры" в саду Эрмитаж и автор концепции чайных клубов, знакомящих с китайской чайной традицией. Благодаря Брониславу чайные клубы стали в России и странах Ближнего Зарубежья своеобразными культурными центрами, объединяющими любителей и знатоков китайской культуры.

О том, что дети известного востоковеда, писателя, ведущего радио программы "Уроки китайского" и переводчика древних китайских трактатов Бронислава Виногродского обучаются на дому, мы узнали случайно. Но тут же решили взять интервью, хотя это оказалось не так-то просто: Бронислав постоянно путешествует, даёт мастер-классы и читает лекции. Большое место в его жизни также занимают семья и дети. И всё-таки нам удалось побеседовать и выяснить, почему важно изучение древних языков и чему стоит поучиться у китайских семей.

- Бронислав, расскажите, пожалуйста, как вы пришли к идее семейного обучения?

- У меня 10 детей, старшие закончили обычную среднюю школу, а четверо - на домашнем воспитании, и двое сыновей 11 и 8 лет - на семейном обучении. Я многие вещи делаю по наитию: в данном случае нам просто было удобно оставить детей дома и самостоятельно заниматься их обучением. По моему мнению, школа не даёт главного. Того, что я хотел бы привить детям. Я говорю даже не об уровне образования, а о мнениях, точках опоры, которые сильно отличаются от установок нашей семьи. При этом я считаю, что спорить с миром бессмысленно, но важно научить ребёнка следовать ценностям семьи и ставить их в приоритет. У меня своя мировоззренческая система, и я хотел бы передать собственные наработки и знания детям. Мне в прямом и переносном смысле нужны наследники.

- Насколько знаю, в Китае было понятие "родовой системы", семейного дела. Вы это имеете в виду?

Да, я уверен, что семейное дело - чрезвычайно важная вещь. Мнение западных, так называемых "демократических" стран о том, что дети сами могут выбирать собственный жизненный путь - совершенно безответственно. Я имею в виду не выбор профессии, а поиск духовного пути. Стать юристом или врачом - не семейное дело, хотя в редких случаях это и может стать таковым. Впрочем, я всё же говорю о некоем наборе знаний, о воспроизведении родовой силы, которая с моей точки зрения объективно существует. Так вот, современное убеждение, что подросшие дети сами способны сориентироваться, в какую сторону идти, основаны на навязанной системе представлений об этом мире, который, по сути, не освоен и не исследован. Общество утратило понимание, как отстраивать родовую систему ценностей. Я сейчас говорю не о религиозном укладе или каком-то строе, а о способе передачи родовых знаний - той информации о мире, ценностях, нравственности, духовности, которые передаются из поколения в поколение. А социум сейчас агрессивно навязывает новые стандарты жизни, питания, проведения досуга. И часто навязывает это через образование, хотя настоящее образование подразумевает массу других тонких вещей.

- Каких, например? И чему вы учите детей на семейном обучении?

Для меня главное научить детей учиться и создать систему представлений о том, как они устроены. Конечно, мы занимаемся с ними и обычными задачками по математике, русским, биологией и другими предметами, поскольку ребята сдают тесты, проходят аттестацию в школе. Однако я не считаю эти знания такими уж важными. По крайней мере для повышения качества жизни эти вещи - не главные. Большинство знаний, которые предлагает классическое образование, нужны, чтобы в конечном счёте обрести профессиональные навыки, наиболее востребованные в социуме для выживания. А мне не нужно, чтобы дети выживали. Я хочу, чтобы они жили полноценной жизнью.

- Как это - научить ребёнка учиться?

Очень просто. Когда сын изучает историю, например, или решает задачи, я объясняю, что цель состоит не в том, чтобы найти решение, а в том, чтобы сделать усилие, поскольку прилагаемые усилия развивают интеллект. Решение уравнения - не самоцель. Важнее - чтобы ребёнок понимал, зачем он совершает то или иное действие, и учился извлекать важные знания о себе и мире, постоянно развивался. По моему мнению, суть образования заключается в том, чтобы развить сознание человека и привить ему определенные установки и ценности, которыми он будет руководствоваться в зависимости от возникших внешних обстоятельств, слушать внутренний голос и находить дорогу в этой жизни.

- Китай - традиционная страна, где до сих пор сохранилось серьёзное отношение к семье, семейному укладу. Как сильно этот уклад, на ваш взгляд, отличается от современной России?

Согласно китайской концепции, целостная семейная этноконструкция должна включать в себя шесть элементов: предания (современная история - это усеченный вариант преданий), обычаи, обряды, праздники, хозяйство и семью. Получается, что семья должна находиться в этих шести оболочках. А если их нет или они рваные, фрагментарные, как это часто бывает в сегодняшних семьях, крайне трудно воспитать цельную личность. Мир, в котором я рос, был уродлив, поскольку корни оказались обрублены, и нельзя сказать, что после развала советской системы что-то сильно изменилось. Внешне, безусловно, изменилось многое, но не сущностные вопросы.

- Вы привносите в семью какие-то семейные китайские традиции или методы воспитания?

Если что-то и привношу, то не вербально и не специально. Так, к примеру, моя семья живет в деревне. Мужчина в Китае всегда имел собственный кабинет, который был отдельной постройкой, куда не было доступа остальным членам семьи. Здесь отец семейства занимался изучением наук и мало взаимодействовал с семьёй. У меня тоже есть кабинет, где я занимаюсь переводами и научной работой, но в отличие от традиционного китайского мужа, я много времени провожу с детьми, и они свободно приходят ко мне. Например, я увлекаюсь рисованием, сочиняю музыку, дети любят садиться рядом, смотреть, наблюдать, пытаться повторить, часто поют вместе со мной. Это и есть воспитание, эстетическое образование.

- А китайское образование сильно отличается от российского?

Если говорить о школьном образовании, я не вникал. Но если говорить именно об образовании в широком понимании этого слова, то Китай отличается тем, что у них существуют вековые всенародные праздники, не политические, не религиозные, а традиционные, сопряжённые с определёнными обрядами, обычаями, в которых закодирована определенная система знаний. Эти знания не передаются каким-то другим способом, кроме как через приобщение к этим праздникам. Праздник - это же не просто торжество, это точка во времени, в которой общество в обязательном порядке переживает определённый тип состояния. Причём это может происходить неосознанно, но это не имеет значения. То есть у праздников есть глубинная составляющая. Поэтому я считаю, что для детей, их образования и воспитания важна общенародная система праздников, которой у нас в стране, к сожалению, нет.

- Вы знаете несколько языков. А какие языки изучают ваши дети? Вообще считаете ли вы важным изучение иностранных языков?

Помимо китаеведения моя профессиональная деятельность связана с древней гносеологией. Я занимаюсь исследованиями, изучаю древние книги, и китайский язык мне нужен не просто для перевода, а для получения знаний. Поэтому я считаю, что изучать древние языки очень важно. Ну а современные языки стоит освоить как способ коммуникации, общения с людьми из других стран. Сейчас мои дети изучают английский и китайский, но, возможно, потом захотят выучить ещё какие-то языки.

- Как реагируют знакомые на решение оставить детей обучаться на дому? Не удивляются?

Я персонаж, вызывающий у многих людей шок (смеётся). У тех, кто общается со мной впервые, часто сдвигается точка сборки, поэтому очевидно, что у меня должно быть всё "не так, как у людей". Поэтому, когда знакомые узнают о семейном обучении моих детей, им это кажется настолько естественным, что никакого удивления не возникает.

- Вас не спрашивают о пресловутой социализации?

Знаете, есть такое мнение, что мальчик должен пойти в армию, чтобы стать мужчиной. Хотя почему-то мало кто обретает настоящую внутреннюю силу и мужественность после службы. А есть ещё мнение в некоторых сообществах, что человек должен посидеть пару лет в местах лишения свободы, чтобы обрести мудрость жизни. Но, вы сами понимаете, мне не хочется подобной "мудрости" для своих детей. А хочется создать среду обитания, где вопросов с конвоирами или либералами не возникнет. Хотя важно при этом учить детей уходить от конфликтов с социумом, поскольку такие конфликты - заведомо проигрышная ситуация. Кроме того, я не верю в изменение системы способами, предлагаемыми этой же системой. Так что родительскую задачу вижу в отстраивании собственного "мира", где мы имели бы возможность играть по своим правилам, а социум пытался бы скопировать эти игры и правила, но не наоборот. Таким образом, для меня цель семейного образования заключается в том, чтобы создать среду, благодаря которой происходила бы родовая передача знаний.

- А детей не расспрашивают, почему они так "необычно" живут?

Наверное, иногда бывает, но у моих детей высокая ценность семьи и есть чёткое понимание семейных традиций. Обычно они совершенно спокойно отвечают, что "в нашей семье так принято". Это сразу отсекает дальнейшие расспросы.

- Каким, по вашему мнению, должен быть идеальный учитель?

Учитель должен быть личностью с целостным набором представлений об устройстве мира и человека. У учителя должна быть своя мифология, методология, но проблема современного образования состоит в том, что учителя, как правило, не знают даже, как устроены они сами, не говоря уже о мире. А как можно обучать детей, если у тебя нет полноценной картины, когда ты не понимаешь причины происходящих вокруг тебя процессов и не осознаешь, что состояния духа оказывает влияние на действительность? Ответы на эти вопросы невероятно важны, а современная

система образования скорее отвлекает от этих мыслей, чем помогает найти решения и ответы. Хотя я допускаю, что многие дети комфортно себя чувствуют в обычной школе.

- Многие "семейники" говорят, что забрали детей из школы, поскольку стандартная образовательная система даёт дискретные знания, часто оторванные от реальной жизни. А когда ребёнок воспитывается в семье, он видит настоящую жизнь, знает, откуда берётся вода, еда и в дальнейшем более приспособлен к жизни. Вы согласны с таким мнением?

Согласен, это важный образовательный момент. Дети копируют наше поведение, и живя в среде, которую мы создаём, постепенно втягиваются в семейный круг. Мои дети, к примеру, помогают по хозяйству, даже двухлетний малыш знает, что для разведения огня требуются дрова, и сам тащит мне поленья. Это и есть настоящее обучение.

- Если бы у вас была возможность создать идеальную школу, какой бы она была?

Я хотел в свое время создать Высшую школу языков китайской культуры. Эта школа была бы построена на принципах, отличных от классической школы. В её основе лежала бы игра. Ведь игра учит оперировать своими переживаниями, при этом оперировать осознанно, и я считаю, что создание интерактивной игровой среды - необходимое условие для образования ребёнка. Кроме того, особое значение имеет среда, формируемая взрослыми в зависимости от их знаний о мире, их ценностей и представлений. Поэтому в центре, в основании школы всегда стоит определённая личность, которая влияет на все процессы.

- У вас очень необычный взгляд на мир, хотя вы выросли в советское время в обычной школе. Как получилось, что вы, человек, воспитанный в строгих рамках и понятиях советской системы, пошли совершенно иным путём?

Я обычно отвечаю на этот вопрос сказкой-шуткой (улыбается). Думаю, когда-то в прошлой жизни я поспорил с друзьями, что смогу выжить при социалистическом строе в Советской России. Меня такое объяснение вполне устраивает, хотя оно может не соответствовать действительно-

сти. Либо ты научаешься строить свои мифы и свой мир, преобразуя его с помощью личного способа познания, либо живешь вне мира знаний.

- Сейчас много говорят о свободе мышления, но когда ребёнок идёт в школу, далеко не всегда удается сохранить эту свободу…

Да, система пытается подавить любые проявления свободы, но у меня мотивация обучения детей в семье другая. Современные люди обычно бегут от чего-то, и это является основной мотивацией. Например, бегут от системы, которая ущемляет их права, свободу. Однако я считаю, что от сумы и тюрьмы не стоит зарекаться, произойти может всё, что угодно, надо быть готовым, ведь не внешние обстоятельства определяют твой мир, а внутреннее наполнение. Поэтому я спокойно ко всему отношусь. Вот мне часто звонят журналисты с просьбой прокомментировать политическую позицию России в Тихоокеанском регионе. Я, разумеется, комментирую, хотя считаю, что социальный мир насколько механистичен и предсказуем, что если ты обладаешь знаниями о том, как он устроен, ты сам можешь прогнозировать события.

- А как передать ребёнку такое спокойное восприятие происходящего и развить свободу мышления?

Сперва нужно учиться самим. Глупо орать на ребёнка, объясняя, как важно оставаться спокойным. И надо помнить, что слова - это оболочки, которые ты наполняешь смыслом, а действия - это пространства, которые ты тоже наполняешь смыслом.

Бронислав Виногродский, журнал "Семейное образование". Ноябрь, 2015 год. Текст - Кристина Сандалова

ОБЩЕСТВО

Опрос: 

В чём Ваши цели и ценности?





Знаете ли вы


В древности в гадательных практиках Поднебесной использовались узоры на панцире черепах - по ним определяли развитие будущего.