cайт Бронислава Виногродского


Потеря смысла


Чайный клуб "Ист". Меня провели на второй этаж, в просторный зал, заставленный разнообразными эзотерическими предметами, происхождения китайского и не только. Статуи и статуэтки, кристаллы разных размеров и форм, каменные жабы и просто камни, какие-то амулеты, растения в горшках, книги... Очевидно, что каждая вещь здесь занимает строго отведенное ей место.

У меня нет никаких сомнений, что я оказался в приемной могущественного мага древних времен. О современности напоминают только несколько компьютеров, установленных у стен… В клетке чирикает желтая канарейка, в другой клетке - попугай. Этажерки, бамбуковые перекладины, столики - пространство организовано очень сложно, везде в определенных соотношениях дерево, камень, вода, металл...

Вообще, здесь так много всего, что глаз не успевает выделить ничего конкретного, кроме людей, сидящих на полу у небольшого круглого столика: Бронислав Виногродский играет с каким-то молодым человеком в древнюю китайскую игру Го, девушка заваривает чай пуэр на огне газовой горелки…

Глеб Давыдов: Я прочитал кое-что из ваших работ. Возникли некоторые вопросы. Все, что вы говорите, очень интересно.

Бронислав Виногродский: В основном я занимаюсь разработкой и запуском способов нормализации форматов коммуникаций.

Г.Д.: Форматов коммуникаций?

Б.В.: В головах нас, русских людей, на уровне русского языка запустить некий процесс, который поможет восстановить понимание между людьми, восстановить общие смыслы, благодаря которым люди становятся одним народом. Общность смыслов дает осмысленность бытия и осмысленность общих целей.

Г.Д.: Вы как-то упоминали о том, что Конфуций придумал доктрину определения, исправления понятий. Вы говорите сейчас о такой доктрине?

Б.В.: Да, можно и так сказать. Несомненно, речь идет об определении понятий.

Г.Д.: А нужно ли это делать вообще? Ведь понятия, будучи определены, как бы теряют жизнь…

Б.В.: Почему вы так думаете?

Г.Д.: Язык образов подвижен и постоянно меняется.

Б.В.: А чем отличается язык образов и понятий?

Г.Д.: Понятие - это некий конкретный, "понятный" знак, а образ - это гораздо больше.

Б.В.: Нет. Определенное понятие - это очень важно. Вы мне скажите про понятие точно.

Г.Д.: Понятие - это знак или набор знаков, благодаря которому мы понимаем друг друга. То есть, понятие - это когда мы понимаем друг друга.

Б.В.: Нет. Понимание - это статус обмена понятиями, про которые у нас есть некие точные представления. Правильно? То есть в процессе кодировки и декодировки, который представляет собой один из базовых способов в коммуникации, как феномене разума. Так вот, если способ кодировки и декодировки у нас совпадает, если он не искажен, то те понятия, которые я произношу, становятся вам понятны. Если же у нас понятия по некоторым аспектам не совпадают, то есть мозаика понятий уложена как-то неправильно (а у каждого из нас она уложена с перекосом), то мы попадаем в ситуацию, когда указания мной на какие-то понятия не вызывают в вас такого же отклика, как во мне. В результате нам очень сложно договориться об общем образе действий.

Г.Д.: А зачем договариваться?

Б.В.: Я вам объясню. Когда по непонятным причинам уничтожается половина населения самими же собой… Люди садят себя в лагеря, потом вдруг по непонятным причинам разрушают огромную часть созданного (я не говорю, что не надо создавать новое, но при этом совершенно не факт, что нужно разрушать то, что уже сделано)... Умирает в ощущении бессмысленности очень большое количество наших родителей, наших бабушек, дедушек. Рождается очень большое количество детей, которые не знают, где и как им вообще здесь быть… Вот приблизительно для чего договариваться об общем образе действий…

Г.Д.: А может так и нужно сейчас для этого населения? Может быть, у них такое время сейчас…

Б.В.: Это пока вам не досталось лишений вы можете задавать такой вопрос и философствовать на эту тему. Пока вы сами лично не начинаете по-серьезному болеть, вы можете сколько угодно вести разговоры по поводу недугов других людей. До тех пор, пока конкретно на вас или ваших близких не попадает по непонятным для вас причинам рулетка судьбы. Но когда вы взрослый человек, вы понимаете, что здесь есть дети, у детей тоже есть дети, и что правильно - это когда правильно.

И вот вопрос следующий: в насколько большом объеме вы видите ваших близких? У меня есть некая иерархия видения близости в этом мире. Есть шесть уровней восприятия себя, как некой единицы, в своем сознании. Можно воспринимать себя как единицу под названием "я - физическое тело, и больше ничего нет", можно воспринимать себя как единицу "часть семьи" - это представление о себе, как об отце, как о сыне (вы неизбежно находитесь в семье, потому что вы получаетесь в результате соединения, как минимум, двух человек). Вы можете представлять себя как единицу, которая называется "часть рода". Можно представлять себя как единицу, которая является частью "народа". Можно представить себя как единицу, которая является частью "страны" (образования, в которое входят разные народы), и как часть "человечества".

Все зависит от того, насколько отчетливо вы представляете себя каждой из этих единиц. Каждая следующая единица шире и включает в себя большую сеть связей. А способность брать на себя ответственность за правильное отношение внутри системы этих связей определяет зрелость человека. В настоящее время в России все очень незрело, очень не в порядке, потому что подавляющее большинство людей не имеет отчетливых представлений об очень простых вещах.

Г.Д.: И вы занимаетесь прояснением этих представлений и продвижением этих ценностей?

Б.В.: Не просто продвижением, а прямой их вставкой.

Г.Д.: И нормально ли оно вставляется? Сопротивление материала чувствуете?

Б.В.: Не сказать, что какое-то особенное. Дело в том, что мы имеем очень низкий уровень родового и странового сознания, и поэтому мы все здесь находимся в ужасном страхе, который можно условно назвать "генетическим". Генетическим от понятия "генос", то есть "прородительном", рожденным из прошлого. И нам очень сложно представить, что эту реальность можно и нужно менять, потому что столько раз уже ее пытались менять, а она оборачивалась какими-то страшными последствиями. И я очень долго думал про это - "почему", "зачем", "отчего", и решил разобраться с этим вопросом.

Как сопротивляется реальность? Если вы, например, занимаетесь с телом, то понимаете, что даже над собственным телом нужно делать усилие, причем каждый день, чтобы оно было в хорошем состоянии. Если вы начинаете ослаблять уровень усилий, то тело начинает приходить в беспорядок и человек начинает ощущать себя неправильно. То есть, если вы распускаетесь, появляется распущенность, которая ведет к развратности. Развратность в свою очередь ведет к разрушению системы связей, в результате чего вы начинаете растрачивать свою жизненную силу настолько, что уходите раньше срока и не делаете то, что вам должно сделать, так и не поняв, зачем, собственно говоря, вы здесь были.

В России у людей невероятно низкий уровень телесной культуры, физической культуры, и поэтому русские люди вообще невероятно плохо себе представляют понятия "нормальности". Эти понятия потерялись. Отсутствует понятие о правильном питании, как о сбалансированной системе (как нужно правильно питаться, чтобы быть здоровым), отсутствует понятие о способах правильного поддержания жизни. Есть какие-то абстрактные понятия о физической культуре и спорте, но никто ни в чем не уверен, потому что не знает механизмов, по которым это работает. Поэтому у человека отсутствует метафорическая матрица для описания и остального мира. Человек очень плохо знает себя. С чем это связано? Мне кажется, здесь имеет место психическое отклонение. Русский человек когда-то был здоровым.

Г.Д.: Откуда это пошло?

Б.В.: Откуда - не знаю. Ведь не за одну секунду система организма становится разбалансированной. Я предполагаю, что это идет от социализма, когда все в безумии друг друга обманывали.

Г.Д.: Но ведь проблемы возникали еще раньше. Социализм наступил именно в результате проблем, существовавших в дореволюционной России.

Б.В.: Предполагаю, но не знаю. Я предпочитаю судить по тому, что я знаю. Я родился и прожил свою жизнь в обществе, где правила ложь. И я знаю, что ложь приводит к ухудшению состояния. Сейчас тоже не все хорошо. Общество устроено по каким-то другим правилам, но не сказать, что разумно. Может быть, высший промысел в этом есть, но разумности нет.

Г.Д.: То есть, вы пытаетесь внедрить некую новую парадигму, по которой будет устроено наше общество?

Б.В.: Вы знаете, нет, я не пытаюсь внедрить парадигму. Например, западный человек приходит к врачу, он хочет, чтобы врач снял кардиограмму, лазером прошелся по жилам, и это очень успокаивает западного человека. А в восточной медицине, когда человек приходит к врачу, врач осмотрит, проверит пульс и скажет: "Ложись, буду лечить". А человек при этом спрашивает: "А поговорить?" Понимаете? Так вот, я вам приблизительно говорю, что я диагноз ставлю о состоянии общества на основании понимания о том, как устроено общество, о том, как по жилам общества ходит Жива - энергия жизни, и о том, какие в нем бывают патологии. То есть нужно вообще понимать, каков бывает патогенез. У человека есть бесконечное количество болезней? Болезни как-то группируются и классифицируются, или там бесконечный хаос? Есть ведь какая-то система: если есть левое, то есть и правое, если есть верх, то есть и низ. Есть какие-то закономерности.

Так вот, я говорю о том, что в обществе тоже есть какие-то закономерности. Я свои суждения строю на основании того, что я прожил, на основании нескольких переходов и результатов этих переходов, которые я вижу. Конечно, я принимаю во внимание историю, но главным образом я слежу за тем, что происходит здесь и сейчас: как общаются люди, насколько это нормально или ненормально. И я вижу, что это не нормально, и пытаюсь классифицировать этот патогенез, понять его причины. Я не хочу вводить новую парадигму, ни в коем случае. Потому что ввести новую парадигму это все равно, что сказать: "Я болею, а потому надо мне пару дырок зашить, а пару - прорезать". Вот что такое новая парадигма.

Я говорю, что надо поискать, где есть минимальная неправильность действий, какие есть причины возникновения болезни. Необходим такой взгляд на социум. И тогда ты знаешь, что есть некая точка, где организм теряет равновесие, а дальше путем эскалации это нарастает, нарастает, нарастает, и когда ты его видишь во внешних проявлениях, ты уже вообще разобраться не можешь. И русский человек говорит: "Да, Россия всегда была такая, ничего здесь не сделаешь". Это подавляющее мнение подавляющего большинства русских людей: социум изменить нельзя.

Понимаете, что это значит? Это значит, что в вашей системе понятий нет таких понятий, которыми можно спрогнозировать эти изменения. Вы можете предполагать, что их вообще в мире нет, а я предполагаю, что они утрачены в общественном разуме, и это не значит, что их нет. Точно так же в медицине. Ведь врач вам не говорит: "Вы плохо видите? Давайте мы вам здесь глаза вырежем, а здесь прорежем". Вот это была бы новая парадигма. А я говорю: есть сила зрения, она может от чего-то ухудшаться, а от чего-то улучшаться. Есть сила слуха, есть сила разумности, есть сила понимания, есть способность держать равновесие. Вот о чем я говорю, когда говорю об изменении общественного сознания страны Россия. Я не говорю, что нужно устроить революцию и ввести новую парадигму.

Г.Д.: А о "нормальности" вы на каких основаниях судите?

Б.В.: На основании физиологии. Я беру одного, отдельного человека в качестве образца нормального. Следующая система связи - это два человека, от которого родится третий.

Г.Д.: То есть все устроено так фрактально?

Б.В.: Конечно.

Г.Д.: Хорошо, допустим. А у вас руки никогда не опускались? Вам что, никогда не казалось, что невозможно изменить что-либо.

Б.В.: Да нет, это русскому человеку так кажется.

Г.Д.: Но вы же русский человек.

Б.В.: Я русский человек, который настроен на здоровье. Обычный русский человек на здоровье не настроен. И даже если настроен, то не знает, с помощью какого образа поведения его достигать. Он пробует фитнес, йогу, цигун, не разобравшись в основах того, что такое здоровье. С этой точки зрения я не совсем русский человек. Я бы сказал, что я старорусский человек. Я очень люблю свой язык. Я знаю, что этот язык очень точно описывает образы этого мира, если им правильно пользоваться, если его не загрязнять, если к нему очень внимательно относиться, если вдумчиво использовать слова, пытаясь понять, какие в них корни. Если очень внимательно следить за тем, как влияют оттенки звучания слов на передачи смысла, и так далее.

Г.Д.: И все же, что такое "определение и исправление понятий", если объяснить это просто и доходчиво.

Б.В.: Есть такие вещи, которые просто не объясняются. Это не значит, что их нельзя воспринять, что нет базовых фрактальных единиц, которые там складывают кирпичики. Просто система более сложная. Чтобы понять, что такое понятие, необходимо знать некие образные ряды. Для этого нужно понимать, что является базовой моделью, из которой складывается устройство разума как вселенского феномена в человеческом организме.

То есть, с этой точки зрения понятие представляет собой одну из иерархических единиц, которая находится на пятом уровне (из шести возможных) распределения некой разумной Живы, разумной эманации, которая проходит через человеческий организм. Не очень просто получается, да? Если вы встанете на землю и посчитаете, сколько уровней в вас от земли до неба… Вот, можно вас попросить встать, Глеб? Встаньте и посчитайте, сколько сочленений в вас от земли до неба. (Встаю, - Г.Д.) Где земля вы понимаете, а небо начинается прямо от вашей макушки. (Считаю, - Г.Д.)

Г.Д.: Получается шесть.

Б.В.: Следовательно, как вы думаете, как устроен разум? Он имеет отношение к тому, как мы двигаем руками, как шевелится голова? Он имеет отношение к ощущениям?

Г.Д.: Да.

Б.В.: Да, непосредственное. То есть, в принципе, можно выделить какие-то базовые единицы, от которых можно описывать систему. Ощущение - это базовая единица. Типов ощущений существует шесть: это зрение, слух, обоняние, осязание, вкус и чувство равновесия. Чувство равновесия, однозначно существует, просто западная парадигма его не выделяет, потому что кое-что она по ходу дела потеряла. Вы ориентируетесь в этом мире через сопоставление, то есть чувство равновесия у вас абсолютно точно есть, и оно отличается от остальных пяти чувств. Так вот, эти шесть типов ощущения при взаимодействии дают чувства. Чувства страха, раздражения, радости, спокойствия, печали. Когда внутренние и внешние ощущения и чувства соединяются между собой (причем, я еще раз повторю, не абстрактные, а вот конкретно эти шесть ощущений и чувств), они дают систему образов.

Образы преобразуются. Например, вы соединяете кислое с холодным, добавляете к нему немножко звонкого и даете ему какую-то форму, округлость, предположим. Все это - модули преобразования образов через взаимодействие чувств и ощущений. Образы, соединяясь между собой, дают понятия. При этом образы соединяются между собой тоже вполне определенно. Вы не теряйте из виду, что есть базовая структура, то есть имеется в виду, что, будучи в этой шестерке, вы можете только определенным образом перемещать все это и терять равновесие. И в понятиях о понятии есть определенное количество граней. Эти понятия, соединяясь между собой, дают смыслы. А смыслы, соединяясь между собой, порождают действия. Вот всего шесть частей, из которых эта структура состоит.

Разум - это общая система, которая проходит и через вас, и через меня. И каждый из нас ее по-разному немножко искривляет, то есть, эта система у нас поражена. У нас в России потерялись общие смыслы. У нас нарушилось общение.

Г.Д.: Но вот скажите мне такую вещь: как вам удается соединять экстатический способ познания реальности, такой, который был свойствен, например, Высоцкому, и такой вот постепенный, "правильный", продуманный, системный?

Б.В.: А как вам кажется, нормально соединяю?

Г.Д.: Я вижу, что да. А как - не понимаю.

Б.В.: А потому что это очень серьезная наработка. Например, вам сколько лет?

Г.Д.: Мне двадцать… (не договариваю сразу, потому что Б.В. вдруг встает и садится рядом со мной на поперечный шпагат - Г.Д.) …девять.

Б.В.: Двадцать девять. А мне пятьдесят… Видите, сижу без подготовки. Это я к тому, что есть такая штука, как наработка.

Г.Д.: То есть результат работы.

(Б.В. возвращается на прежнее место и садится в позе лотоса, - Г.Д.)

Б.В.: Да, результат работы. Сложной, долгой и серьезной. При этом есть наработка личностная, и есть родовая. Например, детям моим уже меньше придется сделать, чем мне, потому что они с самого начала рядом крутятся, видят все это, чувствуют, они многое, что называется, с молоком матери впитывают. Все приблизительно так же, только с пониманием того, как это устроено.

А я просто хочу, чтобы вся эта самоорганизующаяся конструкция пошла в систему, которая называется Россией. И какие-то довольно сложные вещи я объясняю, с моей точки зрения, довольно понятно только потому, что опыт есть и момент настал, то есть сошлись время, место и опыт. Точно так же, как в организме есть ключевые точки, в большом организме под названием Россия тоже есть такие порталы, через которые можно провести иглотерапию больного организма. Но правильно попасть нереально сложно, система очень сложная, и для этого тоже необходима наработка, необходима очень высокая точность.

Г.Д.: Может быть у русского народа изначально такое…

Б.В.: Страдальство... "Дайте нам веревку, потому что гильотина у нас не работает". Анекдот такой был. Здоровое - всегда правильно! Вы никогда наркотики не употребляли? Когда сидишь на чем-то, то появляется много умников, которые, понимая, что соскочить не могут, начинают придумывать под это философию.

Г.Д.: Ну не на пустом же месте эта философия там возникает.

Б.В.: Само собой не на пустом. Если у человека появился чирей на ягодице, то ему становится неудобно сидеть, и он садится на одну половинку, а потом так привыкает, что начинает всех заставлять так сидеть, и всю философию свою строит вокруг чирья. Нет! Надо строить вокруг другого.

Г.Д.: То есть наркоманы - однозначно больные люди.

Б.В.: Однозначно. Стопроцентно. Вы с алкоголизмом бытовым сталкивались? Хотите сказать, что это здоровое явление? Больная социальная ситуация. Наркомания - это тоже самое, только пришла к нам с запада. Русский человек до этого пил водку. Вообще, этот вопрос связан с культурой. С культурой употребления чего-то внутрь себя, включая и просто ощущения тоже. То есть человеку в этом типе жизни не хватает правильных ощущений, он начинает искать усилители. Но проблема в том, что если в одном месте передавишь, то в другом что-то опухнет. Человек - это тонкая система тонких равновесий. А в системе есть система, и система познаваема, но сложно, потому что у всех у нас практически нет точных представлений о базовых понятиях.

Г.Д.: И с чего вы собираетесь начать?

Б.В.: Я не собираюсь, я уже давно начал. Вопрос состоит в том, берете ли вы на себя ответственность за что-то или нет. Если берете, то дальше, если вы разумно действуете, задаете какие-то вопросы, то вы двигаетесь туда и работаете с этим.

Г.Д.: И вызвано это тем, что вы осознаете себя частью нации?

Б.В.: Да, и человечества тоже, и вселенной. Есть люди, которые ощущают, что у них есть миссия. Если человек логически развивается, движется куда-то более или менее, не останавливая себя уровнем "хочу дом в Серебряном бору, квартиру, Роллс-ройс и дачу на Гавайях", то есть какими-то внешними игрушками, то, в конечном счете, он приходит к осознанию своей миссии.

Г.Д.: У каждого человека есть миссия?

Б.В.: Стопроцентно. Но у каждого она своя.

Г.Д.: И задача каждого человека правильно эту миссию понять.

Б.В.: И правильно ее выполнить. Понять и выполнить дело своей жизни. У кого-то это просто быть женой или мужем, у кого-то другое. Я, например, почти не встречаю людей с такой лихой, веселой и спокойной наглостью, как у меня, по поводу всего этого. Просто я смотрю и вижу, что все способы социальной организации, которые есть и которые, как предполагается, должны действовать, не работают.

Г.Д.: Вы часто говорите о Китае…

Б.В.: Просто это моя профессия, для меня это основной метафорический ряд. Китаевед - это моя специальность. Я изучаю на примере Китая человеческую культуру, антропологию, и занимаюсь сопоставительной антропологией на примере России и Китая. На фоне Китая мне легче видеть, что происходит здесь. Мы берем два организма. Они вроде бы оба здоровы, но один - здоровее, чем другой. А если в этом оздоровлении есть еще какая-то осознанность, то есть смысл спросить: "а как у вас это получается?"

Я думаю, что на данном историческом этапе Китай для России - это способ сопоставить и задать вопросы… Нельзя брать только примитивные модели, жизнь гораздо сложнее. А я вижу, что сейчас Россия сориентирована на какие-то примитивы, призываю подумать серьезнее по этому поводу, и предлагаю разного рода модели.

Бронислав Виногродский, Глеб Давыдов, peremeny.ru

ОБЩЕСТВО

Опрос: 

В чём Ваши цели и ценности?





Знаете ли вы


"Кун-фу - это не война. Ты знаешь, что должен выиграть, но выиграть у самого себя." Брюс Ли.