cайт Бронислава Виногродского


Наши дети


Телеканал Дамский Клуб, программа "Наши дети", ведущая - Наталья Береснева.

- Есть ли принципиальные различия в воспитании детей на Западе и на Востоке?

БВ: - Принципиального различия воспитательных систем, с моей точки зрения, нет. В конечном счете, происходит воспитание одних и тех же ценностей, с помощью которых человек учится справляться с различными ситуациями, которые тоже являются типологическими. Это ситуации, связанные со способностью человека воспроизводиться, правильно любить ближних своих, строить семью, карьеру. В целом, больших различий нет, есть большое различие в нюансах.

- Но ведь как раз нюансы и создают общую палитру воспитания. Действительно, общие направления, скорее всего, едины, однако считается, что на Западе больше внимания уделяется карьере, материальным ценностям; как адаптироваться и выжить в этом мире. В то время, как на Востоке приоритетны духовные ценности; воспитание отношения к миру, как целостной системе. Там стремятся не переделать всю природу, а слиться с ней. Может быть, такие полярные позиции вытекают из совершенно разных методик воспитания?

БВ: - Каким бы странным не показалось Вам это противоречие, но что касается Китая, то он очень прагматичен. Три главных бытовых божества в Китае, которые ставятся на алтарь в каждом доме, в каждой семье, это так называемые "Три звезды", "Три счастья": здоровое долголетие, успех в карьере и семейное счастье, которое аналогично богатству. Но вот некоторым хитрым образом эти три вида счастья никак не противоречат духовному продвижению человека. Более того, они рассматриваются как необходимый этап в духовном развитии. То есть, только овладев правильным достижением этих трех видов счастья, человек сможет продвинуться и духовно.

- Каковы составляющие этого процесса - достижения трех видов счастья?

БВ: - Есть понятие о понятиях правильных и не правильных. Существует чудесный текст, написанный в 5 веке до н.э. древнекитайским мистиком и философом Чжуан-цзы, который посвящен как раз тому, почему, казалось бы, правильные понятия и правильное понимание этих понятий приводит к тому, что эти понятия можно извращать, можно понимать и толковать лживо. В конечном счете, воспитание сводится к тому, чтобы научиться отличать истинное от ложного, естественное от искусственного. Ибо на самом деле истинное и естественное ведет к счастью, а искусственное и ложное ведет, в конечном счете, к несчастью.

- Что же есть искусственное и ложное? Как влияет идеология и политика современного Китая на воспитание истинных ценностей? Насколько все это тесно переплетается и увязывается с китайским прагматизмом?

БВ: - Китай - явление невероятно сложное и многоплановое. Это страна, которая существует в непрерывной истории с незапамятных времен (существуют культурные артефакты возрастом 8-10 тысяч лет до н.э.). Сами вопросы воспитания, конечно же, поднимались философами и мыслителями на протяжении всей этой бесконечной череды лет.

В настоящее время Китай представляет собой невероятно сложный слоеный пирог, некий булат, скованный из огромного количества разных слоев металла. В современном Китае можно найти органичное соединение идеологий коммунизма с древнекитайским конфуцианством, с даосскими сексуальными практиками, современной системой интернета и биржевыми разработками 22 века.

Китай таков, но нужно очень точно понимать, на чем он базируется. Весь Китай базируется, в конечном счете, на учении о структуре сознания, но оно не является непосредственно выложенным в свободный доступ.

Есть такой классический китайский текст - "Книга Перемен". Он, по сути дела, непонятен большинству китайцев, но, тем не менее, именно он лежит в основе системы образования ценностей, образовательных в том числе. "Книга Перемен" представляет собой самый древний образовательный трактат. Она лежала в основе системы образования традиционного Китая, это был текст № 1, который изучали в системе государственных экзаменов. То есть, человек учился, получал образование для того, чтобы потом занять должность в системе государственного управления.

- Если взять систему воспитания в Китае сто лет назад и сейчас - есть ли принципиальные изменения или классический подход остался незыблемым?

БВ: - Конечно же, в Китае сохраняется преемственность поколений. Выучить детей в Китае было одной из основных семейных ценностей. В традиционном Китае стремились к тому, чтобы в семье было как можно больше сыновей, как минимум три сына. Потому что старший сын принимал семейное дело, средний сын брал на себя заботу о родителях в старости, а младшего сына отдавали учиться. И влиятельные правители, и самые бедные крестьянские семьи старались идти по этому пути.

В настоящее время история другая, но и сейчас для китайца совершенно обязательна забота о родителях в старости, это святая обязанность. То есть, обеспечение достойной старости и обязательно достойные похороны. В китайской системе ценностей считается, что если правильно проводить усопших, то это обеспечивает процветание роду в дальнейшем. Это может быть не видно "на поверхности", но для китайцев это вещь незыблемая, характерная и для современного миллионера и для крестьянина.

Конечно, ребенка надо воспитывать и обучать. В Китае существовали и существуют в настоящем времени классические тексты, которые дают ребенку первое образование. Это так называемый "Канон трех знаков" и "Канон тысячи иероглифов", где очень просто описывается система мира, система ценностей. К примеру, первые строки "Канона трех знаков" звучат так: "Изначально природа человека стремится к добру. Природа близка, а по привычкам различаются".

В целом воспитание - это воспитание правильного отношения к ценностям. Все китайские подходы к воспитанию описываются фразой Конфуция: "Радость в жизни заключается в способности со временем применить изученное". Это главная фраза всей китайской традиции воспитания.

- Прекрасно. А насколько значима в воспитании и образовании детей в Китае религия?

БВ: - Религия в Китае играет совсем другую роль, относительно того, что мы обычно себе представляем под ее назначением. Более того, в светской, реальной жизни религия играет невероятно малую роль.

Религией, как таковой, в Китае является пришедший из Индии буддизм. Его используют как религию: ходят в храмы, зажигают свечки, принимают участие в ритуалах поминовения и так далее. Есть даосизм, который направлен в основном на саморазвитие, на личностный рост. На основе даосских знаний строится традиционная китайская медицина, китайские психофизические практики и много других очень точных практических знаний. И третье - это конфуцианская система, которая представляет собой нравственно-этическое учение о том, как правильно жить в обществе. Человек в Китае неотрывен от общества.

Буддизм ведет человека от общества к Богу. Даосизм ведет человека от общества через самого себя к самому себе. А конфуцианская система - это свод знаний о правилах общения. При этом высшей ценностью является любовь к родителям, и это основа всего Китая.

- А как же будущий супруг или супруга?

БВ: - Родители в любом случае находятся в приоритете. Они главнее. Они основа рода. Они до конца являются наиболее авторитетными. Но у родителей при этом есть обязанность правильно любить детей. В Китае есть понятие шести родственных связей: "Пусть родители будут родителями, дети - детьми, братья - братьями, сестры - сестрами, мужья - мужьями, жены - женами".

- А что далее после должного отношения к родителям?

БВ: - Дальше следуют старшие, затем - древность, отношение ко времени. В Китае отношение к древности таково, что китайцы хранят в своей памяти свою историю значительно лучше. Значительно больше героев древности, на которых они ориентируются. Как говорят сами китайцы: "древность - это основа современности". Через правильное отношение к родителям, через любовь и почтение, они обращают свое сознание в древность и никогда не забывают о тех, кто дал им жизнь. Для Китая это основа всех ценностей. Отсюда вытекают понятия "добра-зла", "духовного богатства" и "бедности, нищеты духа" и так далее.

- Давайте поговорим о традициях. Например, в России считалось, что раз в неделю нужно собираться за круглым столом, чтобы общаться друг с другом, поддерживать семейные узы. Как это происходит в Китае?

БВ: - В Китае эти традиции очень сильны. Например, все мы знаем про китайский новый год. Так вот, все, кто имеют дело с Китаем, в курсе, что если по воле случая пришлось попасть с деловой поездкой в Китай во время нового года, то придется отдыхать. Все равно ничего сделать не получится, потому что все уехали домой к родителям. Перед новым годом забиты самолеты из всех стран: китайцы возвращаются в родные места.

В Китае праздник Нового года, праздник середины осени и еще некоторое количество календарных праздников празднуются непрерывно более трех тысяч лет и традиционно описываются как праздники соединения семьи.

- Балуют ли детей в Китае?

БВ: - Да. Разрешают многое, но опять же в рамках разрешаемости, так как в целом Китай - это более разумно устроенная социальная система. Это и позволяет баловать разумно.

Телеканал Дамский Клуб, программа "Наши дети", 26.05.2007 год.

ОБЩЕСТВО

Опрос: 

В чём Ваши цели и ценности?





Знаете ли вы


"Кун-фу - это не война. Ты знаешь, что должен выиграть, но выиграть у самого себя." Брюс Ли.