cайт Бронислава Виногродского


Cообщение смыслов


Сделал я для себя одно небольшое открытие некоторое время тому назад. Открытие это с точки зрения обычного взгляда было столь незначительным, что и внимание на него обращать, может быть, не стоило бы. Только в этой жизни (я имею в виду внутренний взгляд на вселенский процесс) все состоит из маленьких частей. Если не рассматривать зрительные и умозрительные объекты, а обратить свой умственный взор на вереницу узоров ощущений, то время от времени удается выхватить важную подробность, определить ее словами, чтобы потом снова и снова замечать, как она повторяется на карте освоения жизни.

Узоры внутреннего течения переживаний сменяются быстрее, чем движется тот, кого изнутри называешь собой, потому приходится делать усилия немалые, чтобы накопить нужное количество повторений разных сторон облика одной и той же части, этой подробности, что может быть ключевым звеном в построении образа мира, где жизнь твоя проходит необратимо.

Очень хочется понять, чем является воображение, что там мелькает, что я называю образами, что проку мне от ясности или мутности видения этих образов, что дают правильные и неправильные соединения образных рядов. Зачем мне нужно ответить на вопросы, очертания которых я наметил столь несообразно? Затем, чтобы осмысленно проводить время свое через себя, т.е., попросту говоря, жить правильно, правильно и свою жизнь прожить, и понять, зачем вся эта кутерьма состоялась в пространстве Вселенной.

В мире есть игра в окружные шашки. "В высших проявлениях игра развивает способность издалека расслаблять, и напрягать, помещать в ситуацию, создавая соединение и окружение. Это высшее мастерство победы в процессе обретения Пути. На среднем уровне игры стараешься перекрыть и блокировать, посредством соперничества добиваешься какой-то выгоды. Поэтому в такой борьбе победа и поражение сомнительны, и нужно определять их посредством расчета чисел. На низшем уровне игрок удерживает углы и стороны, старается сделать глаза и выживает для себя на малой земле." ("Новые рассуждения", Хуань Тань)

Познакомившись с китайской традицией, я увидел в ней те ясные дали, которые привлекали мой взор, намекая на обретение осмысленности существования в те времена, когда вокруг был туман, и никто не давал ответов на простые вопросы, тревожившие мой молодой ум. Потом, долгое время играя со смыслами, скрытыми в тексте Дао-Дэ-Цзина, я понял, что важно разобраться с побуждениями, устремлениями, проявлениями воли и всеми теми разными качествами, которые составляют сложное устройство пространства сознания.

Во-первых, нужно точно определить все составляющие, которые необходимы для решения задач, что стоят перед разумом, охваченным желанием постижения собственного устройства. Эти составляющие я обнаружил в описаниях, предложенных в книгах по медицине, которые были написаны много столетий тому назад. Затем нужно найти соответствия в культуре как неотрывной части моего мира. И именно в этой точке я опять подхожу к подробностям открытия, с которого начал данную статью.

Итак, незначительное это открытие относится к понятию "метафора". Понятие "метафора" представляет собой очень важную часть описания процессов, протекающих в пространстве сознания. В книге Грегори Бэйтсона "Разум и природа" я нашел несколько строк, которые не то чтобы оказались для меня новостью, но приятно порадовали полным совпадением, ибо пришли из источника, являющегося несомненным авторитетом в обычной научной традиции. Он сказал то, что было в течение тысячелетий непреложным фактом традиционной китайской философии, т.е. выразил понимание разума и сознания как постоянного процесса перемен. Ибо сенсорная информация, которую способен воспринимать наш разум, представляет собой лишь постоянно отмечаемые различия.

"С древности до современности в шашках не повторяется одинаковых раскладов. В комментариях к "Книге Перемен" говорится: "День за днем обновляйся", - поэтому в игре необходимо использовать глубокий разум и сохранять чувствительность в своих стратегических построениях, чтобы постичь причины побед и поражений. Только так сможешь достичь того, что другими путями недостижимо." ("Мастерство мышления в облавных шашках", Бай Сяочуань).

То есть речь-то я веду про игру, а игра непосредственно связана с метафорой. Метафора является основным элементом игры. Хочу сказать, что в процессе освоения, познания мира создание новых метафор дает новые ключи к дверям в новые области восприятия. Т.е. появляются новые игровые поля, на которых рождаются ценности, ибо такова суть игры, что именно в ходе игры рождаются ценности. "Чем больше рассчитываешь, тем больше побеждаешь. Если мало рассчитываешь, то не побеждаешь. Что говорить о тех, кто не рассчитывает вообще?" ("Методы ведения боя", Сунь-Цзы). На основании этого можно видеть, чем определяется победа и поражение.

Теперь вернемся к определению метафоры. Метафора - это действие, в котором осуществляется превращение одного образа в другой. Т.е. когда берется образ игры и соединяется с образом превращения ценностей, рождается новое игровое поле, на котором преобразуются ценности. Ценности без преобразования не существуют. Т.е. ценность любого предмета сознания как раз и заключается в его способности преобразовываться при взаимодействии с другими предметами сознания. Т.е. ценности возникают как преобразования.

Ведь в игре есть способы для захвата и бросания, для продвижения и отступления, есть действия, которые упреждают, и есть действия, которые опаздывают, есть действия, в которых делаешь ставку на множественность, и есть действия, в которых делаешь ставку на малочисленность, существуют методы атаки, уничтожения, удара и пробоя, существует позиция ложная и настоящая, способные выжить и призванные погибнуть, во всех случаях необходимо быть тщательным в начале, и обязательно нужно продумывать, чем ты закончишь. Те, кто вступают в битву, зная, что есть Путь, не теряют своей правильности. ("Мастерство мышления в облавных шашках", Бай Сяочуань).

Теперь обратимся к определению понятий смыслообразования и мыследействия. В китайской традиции структура мира описывается набором категорий, выстроенных в прогностические техники и завязанных на структуру отдельного пространства сознания, в котором отражается мир ощутимых процессов.

К примеру, схема шести родственных отношений. На самом деле описывается пять отношений, но подразумевается, что эти отношения имеют место между шестью категориями родства. Сами пять связей определяются как отношения порождения и преодоления между стихиями, когда выбирается исходная точка, называемая "я". Характеристики этих отношений следующие: то, что я порождаю, называется Дети и внуки; то, что порождает меня, называется Отец и мать; то, что я преодолеваю, называется Жена и богатство; то, что преодолевает меня, называется Чиновники и бесы. И равные со мной называются Братья.

Базовая система отношений - это классификационная схема пяти стихий. Именно анализ взаимодействия пяти движений (их фаз, их проявления в разных контекстах, их силы) давал основания для принятия решения и выработки стратегии поведения и техник воздействия на ситуацию с целью ее нормализации в пространстве сознания.

Пять движений - это Дерево, Огонь, Почва, Металл и Вода. В вышеприведенном порядке эти пять движений порождают или усиливают друг друга. Т.е. в сфере действия дерева при подключении стихии воды происходит неизбежное усиление движения дерева. Так описывается тип движения, его суть, а не внешняя форма. Если твой тип характеризуется в каком-то аспекте движением Металла, которое тоже бывает разного оттенка, то подключение Воды в ситуацию (на уровне цикла Воды в двухчасовке, дне, месяце или году) приводит к уходу силы Металла на порождение цикла Воды, и, следовательно, в этом аспекте, происходит ослабление.

При взаимодействии в порядке через один относительно базовой последовательности порождения, движения или стихии ограничивают или преодолевают друг друга. Т.е. это не ослабление действия одной из стихий, а давление, которое оказывается на это действие, ограничивающее возможности влияния - Дерево преодолевает Почву, Почва преодолевает Воду, Вода преодолевает Огонь, Огонь преодолевает Металл, Металл преодолевает Дерево.

На следующем этапе аналитической процедуры вводится понятие субъекта действия, который обозначается термином "Я". И, следовательно, описывается следующий уровень отношений между движениями. Как уже говорилось выше, есть то, что я порождаю, то, что меня порождает, то, что я преодолеваю, и то, что преодолевает меня. Есть также воздействие одного со мной знака. Дальше мы говорим о двух следующих рядах аналитической структуры.

Я, будучи знаком Дерева, порождаю ситуацию со знаком Огня, и тип постоянного отношения в этом порождении определяется термином Дети и Внуки. Когда соотносишь данную схему с другими иерархическими рядами, то можно сделать интересные выводы и увидеть интересные закономерности. К примеру, в системе взаимодействия внутренних органов в теле человека, тоже применимы законы порождения и преодоления пяти стихий. В частности, Дерево печени (которому соответствует эмоция гнева-раздражения) порождает или имплицирует Огонь сердца (эмоция экзальтации-радости), и дальше идет Почва селезенки (задумчивость), Металл легких (печаль), Вода почек (страх). Т.е. если замкнуть круг порождения, то печаль порождает страх, а страх порождает агрессию, гнев.

Если на место стихии Дерева ставится позиция "Я", то гневливость выражает энергию Братьев, радостность связана с Детьми, задумчивость с Женой-богатством, печаль с Чиновниками-бесами и страх с Родителями. И если избыточность ощущений того или иного толка рассматривается как диагностическая информация, есть возможность совершать прогностические просчеты развития ситуаций за границами твоего непосредственного физического восприятия. Следует также отметить, что для обыденного сознания нормального человека этот тип анализа находится за гранью психофизических возможностей. Но речь идет не о возможностях экстрасенсорного свойства, а о способах распределения внимания внутри сферы внутреннего восприятия ощущений.

В большинстве случаев в обыденном сознании разделяются психофизические ощущения и эмоции, и потому нарушается целостность восприятия связей психофизического ощущения, эмоции, состояния и ситуации. Т.е. эта четырехчленная конструкция не является непреложной связью для субъекта внимания-восприятия, тогда как в традиционном типе поля сознания всегда подразумевается непреложная и обязательная возможность движения импульса восприятия как в том, так и в обратном направлении.

Т.е. в ряду взаимодействия конструкции (1) внимание (в данном случае допустима идентификация фокуса внимания с позицией "Я"), (2) ощущение, (3) чувство (эмоция), (4) состояние, (5) ситуация. В связи с этим следует отметить, что в традиционных технологиях построения функциональных отношений с миром предлагается смещать фокус активного действия в область контроля ощущений, через которые достигается непосредственный доступ к пульту управления эмоциями-чувствами.

Шесть связей просматриваются в пяти отношениях одновременно в обоих контурах движения импульса восприятия, т.е. порождение происходит одновременно с преодолением, но фокус внимания ориентируется одномоментно только в одном контуре. Потому следует тренировать оперативную память, которая позволяет задерживать импульсы восприятия с целью последующего запуска обратных волн в поле второго внимания.

Если предположить, что связи между членами конструкции порождения и преодоления одновременны и одномоментны, то эту классификационную схему можно читать следующим образом: Я порождаю (усиливаю) то, что порождает (усиливает) то, что Я преодолеваю (ограничиваю, ослабляю). То, что Я преодолеваю, порождает то, что преодолевает меня. То, что преодолевает меня, порождает то, что порождает меня. То, что порождает меня, преодолевает то, что я порождаю. Можно подставить в этот ряд высказывания глаголы "усиливать - ослаблять", что позволит более наглядно представить дуальную и многоуровневую систему отношений любого импульса восприятия, проходящего через структуру сознания.

Данный подход к описанию мира может служить основой для дальнейших самостоятельных построений. Укажем еще на возможность интерпретации данного ряда в качестве описания структуры психо-социума в пространстве сознания-времени. Я вступаю одновременно в отношения с последующим типом среды (потомки, дети) с предыдущим (род, родители), со структурой семьи (микросоциальная орбита), со структурой общества (макросоциальная орбита) и с равными себе на уровне неформальных отношений партнерства-дружбы. Таким образом, мы сталкиваемся с преодолевающей и ограничивающей нас (что можно определить и как ослабление) силой общественного устройства, которая определяется как Чиновники (дословно: функции) и бесы (то есть духовные силы низшего порядка, действующие вовне, перемещающиеся только по прямой, и для человека не слишком высоких духовных качеств, прямо скажем, страшные в своем напоминании об иллюзорности мира и тленности бытия). Данная сила порождает силу рода и сама берет свой исток в семье, в необходимом потоке преодоления, ограничения и контроля малой группы, требующей твоей постоянной ответственности.

Ответственность ограничения и контроля малых социальных образований проистекает из мягкой любви и заботы, проецируемой на детей, на чада малые, на любимые детища, на заботы об их обустройстве через сохранение и поддержание структуры малой среды, через осторожное удержание вторжения внешнего круга непредвиденных обстоятельств, через фильтрацию потока порождающей энергии предков, которую ты трансформируешь, передавая традицию, от своих родителей своим детям.

Если ты можешь отстроить достаточно ясную структуру сознания-ощущения, т.е. в пространстве сознания поле и фокус внимания-восприятия позволяют улавливать и классифицировать возникающие во времени ощущения, относя их к той или иной категории предметов-явлений внешней и внутренней среды, ты через определенные техники можешь в определенной степени воздействовать на протекающие через тебя процессы без прямого вмешательства и грубых ударов по нежному телу судьбы.

Все вышеприведенные рассуждения не являются измышлениями автора этих строк, это лишь слабая попытка адекватной интерпретации традиционных схем описания мира, позволяющих максимально комфортно, безопасно и длительно распределять свое личностное существование в пространстве макроскопического существования этой Вселенной.

Б. Виногродский

ОБЩЕСТВО

Опрос: 

В чём Ваши цели и ценности?





Знаете ли вы


"Кун-фу - это не война. Ты знаешь, что должен выиграть, но выиграть у самого себя." Брюс Ли.