cайт Бронислава Виногродского


Различия восприятия


Хочу предложить Вашему вниманию мой взгляд относительно различий в механизмах восприятия на Западе и Востоке, что определяет многие культурные особенности этих двух довольно абстрактных областей в ареалах человеческой культуры.

Несколько слов о механизмах работы сознания в свете отличий в критериях истинности восприятия. Без излишних прелюдий сразу подойду к теме. На (условном) Западе основные каналы восприятия, которые подтверждают истинность воспринимаемого объекта – это зрение и осязание. То есть, не увижу – не поверю. А когда увидел, желаю пощупать, потрогать, то есть подтвердить истинность своего восприятия.

Что касается Востока, то там основным критерием истинности является слух, то есть, способность слышать помогает истинному восприятию реальности. Информация, полученная через слух, подтверждается обонянием. Обоняние связано со способностью тонко дышать. Из этого делаю вывод, что взгляд, направленный вовне, и взгляд, направленный вовнутрь, подкрепляются, соответственно, осязанием и обонянием.

То есть начальным движением восприятия является взгляд, и взгляд движется извне вовнутрь. Чем дальше ты продвигаешься вовнутрь, тем ближе ты подходишь к истинной сути происходящего. Движение взгляда улавливает визуальный образ, который подкрепляется представлением о качестве тактильного ощущения, которое должно сочетаться с тем или иным предметом, попавшим в поле восприятия.

Следующее движение – это обращение слуха вовнутрь, и это движение сопровождается обязательно изменением конфигурации дыхания, что выражается в изменении внутриполостного давления. Это происходит за счет сужения каналов прохождения воздуха, что выражается в сужении ноздрей, и повышения внутренней концентрации за счет уменьшения объема воздуха, сообщающего внешнее пространство с внутренним.

Первая часть цикла работы восприятия характерна для западного мышления. То есть, выражаясь в рамках восточной терминологии, первый уровень является янским, то есть активным, а второй иньским. Это абсолютно логично с точки зрения логики так называемых Последующих Небес. Это есть логика обыденной жизни, которая строится на фундаменте внешнего материального восприятия. И когда мы говорим о логике здравого смысла, мы обычно имеем в виду именно такой подход, в котором гипертрофированно развито внешнее восприятие.

В восточной традиции все действия направлены на то, чтобы развить вторую часть цикла. То есть восприятие восточное - это восприятие «из-за такта». Хотя сначала всегда происходит внешнее движение, осязательно-зрительное, которое притягивает внимание, и, следовательно, включает мышление. То есть импульс восприятия, попадающий в поле твоего сознания, обязательно включает всю тактовую частоту сознания.

При этом истинность отражения явления во многом зависит не от истинности первого действия, то есть не острота зрения является главным условием правильного понимания происходящего в этом мире. Более важным условием является точное прохождение всего механизма. Под механизмом я понимаю шестичленную конструкцию, в которой выделяются уровни внешнего восприятия, внутреннего ощущения, образного отражения, понятийного определения, концептуального осмысления, ситуативного описания. Если описать шесть уровней проще, то это будет внешнее восприятие, внутреннее ощущение, образ, понятие, концепция, описание. Эти шесть уровневых единиц соответствуют шести уровням существования личности, как образования индивидуального, семейного, родового, народного, человеческого и космического.

На уровне индивидуального восприятия и самоописания личности можно выделить три центра, которые являются основой для описания структуры личности и любого движения личности внутри этой структуры. Эти три центра таковы:
1. Нижний центр, связанный с ощущениями
2. Средний центр, связанный с эмоциями
3. Верхний центр, связанный с мыслями.

В нижнем центре движения внимания и восприятия, составляющие динамику работы сознания, отражаются как внешние движения зрительно-осязательного комплекса и внутренние ощущения слухового - обонятельного комплекса.

В среднем центре движения вдоха и выдоха активируют преобразования на уровни образных рядов и понятийных структур, создавая уровень эмоционально-чувственных переживаний. Эмоции и чувства (сюда же попадают частично и настроения, переживания) могут быть описаны как комбинации ощущений и образов, которые создают устойчивые циклические характеристики, самовоспроизводящиеся в среде дыхания. Потому контроль эмоционального уровня возможен только через дыхательные усилия, что не очень подвластно именно западному подходу к реальности.

Под западным (очень условный термин) подходом в данном случае имеются в виду оценочные критерии, строящиеся на основе зрительно-осязательного аппарата. То есть все ценности западного мира сводятся, в конечном счете, к зрительным и осязательным характеристикам, которые лежат в центре и в основе систем описания происходящего, то есть существующего процесса, который называется мир.

На верхнем уровне можно выделить состояния и ситуации, которые характеризуются взаимодействием концепций и систем описания, как сложных элементов, образующихся в результате соединения внешних движений тела (1 уровень); ощущений организма (2 уровень); образных комбинаций эмоциональных переживаний (3 уровень); понятийных обозначений, переводящих сенсорно-эмоциональные сигналы на уровень структуры сознания, который является общественным образованием (4 уровень); построение концепций, с помощью понятий, описывающих возможные связи между предметами в процессе освоения потенциально существующей реальности (5 уровень); построение систем описания, комбинируемых из концептуальных блоков (6 уровень).

Шестой уровень системы описания представляет собой философские и мировоззренческие системы, ведущие индивидуальность-личность за пределы социального поля в космическое переживание вечности этого мира за пределами пространства и времени. Пятый уровень концептуальных построений представляет собой общечеловеческие и религиозные идеологии, существующие на уровне мировых религий. Четвертый уровень понятийных соединений – это структура национальной идеологии, направляющая народ в его продвижении по траектории исторического развития во времени. Третий уровень образного восприятия мира позволяет отстраивать систему личности, как родового образования. Второй уровень дает возможность правильной коммуникации базовых блоков образования семьи на уровне соощущения мужского и женского начал. Первый уровень является основой для построения рамок личного существования в пространственном мире материальных объектов.

Такова, вкратце, система описания структуры сознания, основанная на базовых постулатах, изложенных в "Книге Перемен". Эта система строится на базе шестичленных кодов, воплощенных в знаках ГУА, вышеупомянутого текста. Она соотносится с генетическим кодом, отраженным в системе 64 бинарных триплетов, тесно связанных с системой знаков ГУА "Книги Перемен". Кроме того, внутри каждой из шестиуровневых систем существуют свои связи, в частности между собой связаны резонансными отношениями первый и четвертый, второй и пятый, третий и шестой уровни.

Б. Виногродский

общество

Опрос: 

В чём Ваши цели и ценности?





Знаете ли вы


В храмах Китая люди зажигают благовония и ритуальные свечи - считается, что с дымом их просьбы возносятся к Небесам...