cайт Бронислава Виногродского


Определение понятия "деньги" в контексте Книги Перемен


Я не совсем экономист, и не совсем гуманитарий. Я занимаюсь тем, что описываю структуры разума в контексте Книги Перемен. При этом мне важны точные определения понятий.

Конечно же, деньги - понятие невероятно важное в нашей структуре разума. Оно выпадает все время в такие поля и такие фазы, где определить, это не просто. А именно точное определение понятий, с моей точки зрения, позволяет людям договариваться между собой, оно создает беспрепятственную циркуляцию смыслов в общественном организме. Поэтому я дал такое определение понятия:

Деньги - это способ обозначения возможного изменения отношений между двумя предметами сознания в полях принадлежности двух личностей.

"Возможное" при этом можно заменить на "ожидаемое", что будет даже точнее.

Деньги - это способ обозначения ожидаемого изменения отношений между двумя предметами сознания в полях принадлежности двух личностей.

И, скорее всего, это определение, которое предшествует определению понятия "деньги". Я уверен, что нужно определить некую психическую составляющую. Ведь когда дело доходит до денег (до наших денег, и до не наших тоже), то психическая составляющая всегда присутствует. Здесь я рассматриваю деньги как психический феномен (скорее всего, то, что я определил, по сути, не есть определение денег).

Я довольно долго пытался понять этимологию слова "деньги". Я считаю, что это очень важный момент. И я ни с чем не мог связать это, кроме как с понятием "день". "Time is money" - это не случайное определение. Деньги и время - это эквивалентные единицы.

Я долго изучал Книгу Перемен, и могу с уверенностью сказать, что в большей степени это аналитико-прогностический текст, то есть, это аналитико-прогностический инструмент.

Контекст Книги Перемен подразумевает, что в течение 2,5 тысяч лет в одной из довольно изощренных цивилизационных парадигм, коей являлась, является и, как я полагаю, будет являться китайская парадигма, Книга Перемен являлась пособием по управленческой дидактике. Книга Перемен была текстом номер один в системе государственных экзаменов. После экзаменов по тому месту, которое человек занимал в экзаменационном списке, он направлялся на службу вплоть до должностей губернаторов и министров.

Так в течение нескольких тысяч лет появилось довольно большое количество не просто эффективных, а блистательных управленцев, которые неоднократно проводили успешные экономические реформы в довольно большой империи, население которой было в разные времена значительно больше, чем население России в настоящее время. Во времена династии Тан население столицы составляло около 5 миллионов человек, была серьезная международная торговля.

Таким образом, я рассматриваю деньги как феномен сознания, а Книгу Перемен как инструмент управления сознанием.

Книга Перемен - это не теоретическая технология, это чистая практика, сведенная к такой густоте, что ее невозможно понять, если не применять конкретные прогностико-аналитические техники. При этом необходимо разобраться в устройстве структуры личности, а в этом невозможно разобраться, если не разобраться в том, что такое ценности как ядра, вокруг которых формируются некие единицы, на которые потом надевается личность.

Деньги - это способ обозначения ожидаемого изменения отношений между двумя предметами сознания в полях принадлежности двух личностей.

В этом определении я намеренно убираю все слова нерусского корня. То есть, можно вставить туда разные концепции, идеи, ментальности и так далее, но мне очень нравится давать определения в русскоязычном образе.

За свои годы я неплохо наловчился говорить на разных языках, включая английский, французский, китайский и так далее. Я что-то переводил, что-то писал на этих языках, но в последнее время я пытаюсь определять вещи в образах русского языка, чтобы вычленить в самом себе русский образ мысли.

Почему я говорю об определении понятия "деньги" в контексте Книги Перемен? Потому что в настоящее время я рассматриваю Китай для России как невероятно плодотворную возможность самоопределения России на фоне Китая. Я не уверен, что оттуда можно чему-то научиться. Но, глядя в это целостное устройство, которое является целостным не только на плоскостном уровне современного Китая (как раз в современном Китае все сложно, все не совсем однозначно).

Когда же глядишь вглубь времени, то появляется возможность вытащить те связи, которые должны присутствовать, и как фантомные боли не дают успокоиться русскому человеку в течение сотен лет. В Китае же на тех местах что-то есть. И когда глядишь на те места, уже по методу аналогии, по методу уподобления, сближения, можно понять и достроить недостающие связи в организме нашей страны.

Конечно же, проблематика денег не как феномена экономики, а как феномена осознания, совершенно очевидна. Феноменом я это называю потому, что очень долго к этому невозможно привлечь внимание. И это происходит не оттого, что кто-то не хочет. Я предполагаю, что такова на данный момент структура общественного сознания, которая представляет собой динамическую структуру во времени. Ибо нет сознания вне времени, нет общества вне времени и нет общества вне времени и вне сознания.

Бронислав Виногродский

Выдержки из доклада на конференции "Мир денег и деньги мира: философия, теория, практика" (МГУ, 5-7 декабря 2007 год).

общество

Опрос: 

В чём Ваши цели и ценности?





Знаете ли вы


В храмах Китая люди зажигают благовония и ритуальные свечи - считается, что с дымом их просьбы возносятся к Небесам...